“Герой” западной пропаганды, “взломавший” непобедимые советские ПВО, на деле оказался неуравновешенным психопатом и хулиганом.
28 мая 1987 навсегда вошло в историю СССР, не только как очередной День пограничника, но и как день, когда в самое сердце нашей столицы, на Красную площадь посадил свой легкомоторный самолёт немецкий пилот-любитель Матиас Руст.
Обманув диспетчеров хельсинского аэродрома «Мальами», выдавшего немцу полётный лист до Стокгольма, через 20 минут следования по маршруту, Руст “сделал финнам ручкой” отключил все средства связи и повернул к советской границе. Финны юмора не оценили и впоследствии выкатили аэродебоширу счёт на 100 тысяч долларов за спасательные работы в районе предполагаемого “падения” самолёта Руста на Балтике.
Подлетая к советскому острову Кохтла-Ярве над Финским заливом, спортивная «Цесна» на некоторое время получила сопровождение в виде двух советских истребителей. Но памятую о трагедии с корейски «Боингом» над Тихим океаном тремя годами ранее, советское начальство не решилось дать приказ на “приземление” нахального нарушителя.
Чуть позже, уже над Псковом, где в это время проходили учебные полеты местного авиаполка, Русту феноменально повезло.
“Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку. Ровно в 15.00 произошла замена кода системы госпознавания, при этом все летчики должны были одновременно сменить этот код. Но часть молодых «орлов» не совершила этой простой операции: забывчивость или подвело отсутствие опыта? В любом случае, система сделала их «чужими». В этой «каше из самолетов» один из командиров, не разобравшись в ситуации, автоматически присвоил всем истребителям признак «я-свой, – пишет портал “Русская семёрка”, – Кто ж знал, что среди машин окажется и самолет Руста?! Свой дальнейший полет Руст совершил с советской воздушной пропиской”.
Ещё раз за “своего” его приняли уже в районе Торжка, где проходила поисково-спасательная операция с участием авиации.
Волею судеб, в 19.10 по местному времени Матиас Руст посадил машину прямо на Большом Москворецком мосту, докатился до Храма Василия Блаженного, и выбравшись из самолета, принялся раздавать автографы, позируя перед фотокамерами. Через непродолжительное время его задержали бдительные советские контрразведчики.
На суде и позже, вспоминая те события, Руст пытался представить себя эдаким “голубем мира”, совершившим свой полёт на благо всего человечества. Но в это сразу верилось очень слабо. Кто-то говорил, что его поступок стал следствием проигранного пари, кто-то, что таким образом он решил прилечь внимание к тонущему бизнесу своего отца, дилера американской «Цесны» в Западной Европе. Судя по последовавшим событиям, когда дела фирмы, продававшей «единственный самолет, который смог «победить» систему советских ПВО» пошли на поправку, последняя версия наиболее близка к истине.
Западная пропаганда с удовольствием смаковала подробности дела Матиаса Руста, но увы, сделать их него героя и легенду не получилось, слишком негодный “материал” попался. Отсидев год с небольшим из полученных четырёх лет, Руст вернулся в Германию, где он был лишен права на вождение самолета как человек «неуравновешенный психически». Доказательством тому была попытка нападения с ножом на медсестру, отказавшую ему во взаимности, и кража свитера в одном из супермаркетов.
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, Телеграм-канал FRONTовые заметки