В соответствии с данными социологического опроса, проведённого компанией “Pew Research Center” в 2019 году, примерно 62% американских мусульманок от общего количества опрошенных лиц в той или иной степени подвергались дискриминации по религиозным признакам
При этом степень дискриминационного давления прямо пропорциональна возрасту представителей мусульманской общины. Так, примерно 82% случаев дискриминации были зафиксированы в отношении американских мусульман в возрасте от 35 до 65 лет, тогда как только 10% мусульман в возрасте от 18 до 35 лет смогли утвердительно ответить, что они подвергались дискриминации. По данным “Pew Research Center”, проявления религиозной нетерпимости, и, прежде всего, исламофобии, в США в 2018 году составляли примерно 14,5% из 1550 выявленных преступлений, а в 2020 году эта цифра составила уже 43,7%, что свидетельствует о резком росте межконфессиональной напряжённости в американском обществе. По мнению большинства экспертов, “локомотивом” американской исламофобии является политика главы Белого дома Дональда Трампа, который посредством широко используемой Twitter-политики способствует распространению ненависти к последователям Ислама.
Стоит отметить, что большинство современных “белых” террористов, придерживающихся ультрарадикальных взглядов, рассматривают Дональда Трампа в качестве основного рупора радикализма. Так, например, Бреттон Таррант, в 2019 году совершивший теракт в Крайстчерче (Новая Зеландия), в результате которого погиб 51 мусульманин, в своём манифесте определил главу Белого дома как “символ новой идентичности” США. Такой пример весьма показателен в том плане, что именно Дональд Трамп, сделавший религиозную нетерпимость американским трендом, стремится превратить США в моногосударство, где иудеи, мусульмане, буддисты будут считаться “людьми второго сорта”.
Особо следует подчеркнуть, что современные представители либеральной идеологии отрицают то, что религиозная и правовая нетерпимость составляет неотъемлемую часть американской политики. Однако если мы внимательно рассмотрим в качестве примера конституцию США, то мы обнаружим, что она закрепляет рабовладельческие идеалы, сформированные ещё в XVIII веке. В частности, конституционное право на ношение оружия является своеобразной нормативной трансформацией права “белых колонизаторов” убивать кореное население территорий, на которых впоследствии возникли США. Для этого право иметь оружие было чрезвычайно необходимо, чтобы подчеркнуть привилегированное положение “белых” американских граждан над “цветными” негражданами.
Другой пример – неприкосновенность частной собственности. В период становления США как государства рабовладение представляло собой фундаментальную основу капиталистического класса. Понятие “частной собственности” распространилось, прежде всего, на рабов, которыми были преимущественно представители негроидной расы. Отнять у американцев рабов считалось самым гнусным преступлением. В связи с этим, необходим был закон, который бы защищал право граждан США на частную собственность. Эта собственность объявлялась священной, неотчуждаемой и вечной. Чтобы в условиях современной жизни право частной собственности было отделено от его традиционного рабовладельческого контекста, необходимы изменения на ментальном уровне изменить американское общество. Определённые попытки позитивных свигов в этом направлении были предприняты при Бараке Обаме. Казалось бы, тот факт, что президентом США стал представитель негроидной расы, расы, которая ранее подвергалась жёсткой дискриминации, должен был стать символом расовой и религиозной толерантности. И Барак Обама старался подчёркивать эти тенденции к трансформации американской идентичности. Однако приход к власти Дональда Трампа обернул вспять процесс толерантности в США, сделав расизм и исламофобию главным стержнем своей политики.
Сейчас Дональд Трамп активно использует расистские и антимусульманские лозунги для того, чтобы заручиться поддержкой своих избирателей преимущественно из южных штатов США, где в период Гражданской войны рабовладение представляло собой своеобразный фетиш. Естественно, что при таких условиях радикализация Юга особенно в преддверии избирательной кампании 2020 года, усилилась. Однако просчёт американских политтехнологов из президентского пула состоял в том, что сегодня в США совершено иная ситуация, в отличие от той, которая была в XVIII-XIX веках. Афроамериканцы, выросшие в США, не чувствуют себя рабами, тогда как их пытаются заставить это чувство испытывать. Вследствие этого, политика расизма и исламофобии вызывала обратную реакцию, что привело к появлению движения “Black Lives Matter”. Появление этого движения было вполне ожидаемым, учитывая то, что сам президент США Дональд Трамп посредством своих резких высказываний о “черном” населении Америки и представителях мусульманской общины способствовал идеализированию радикального социального поведения.
Ситуация, связанная с пандемией COVID-19, послужила дополнительным стимулом для религиозной и расовой нетерпимости в США. В условиях, когда национальное правительство и глава государства не могут спасти рядовых граждан от разорения и безысходности, эти граждане пытаются самоорганизоваться и найти виновных в их проблемах. Учитывая то, что в течение почти трёх столетий США находились в состоянии антагонизма, когда все американское общество делились на “белых” и “цветных”, логично, что именно этот исторический рудимент стал определяющим в политике поиска виновных. Так, в крахе американской экономики “белые” начали обвинять “цветных” и наоборот. При этом разделение общества начало происходить также по конфессиональным и политическим признакам: католики-протестанты ополчились на мусульман, демократы – на республиканцев, обвиняя их в том, что экономика США в результате их действий оказалась в состоянии “свободного падения”.
Радикализация американского общества и рост исламофобии обусловлены текущей обстановкой в США и вызваны необходимостью интерпретировать неблагоприятные экономические реалии, с которыми столкнулись большинство американцев. Подобные тенденции впервые возникли практически сразу после завершения “холодной войны”, когда США столкнулись с поиском новых угроз, которые по степени своего влияния могли бы конкурировать с СССР. Угрозой для американских интересов стали мусульмане и “цветные”. По мнению большинства американцев, война по устранению этой угрозы представлялась в качестве основного способа решения всех американских проблем.
Современное движение “Black Lives Matter” основано на тех же идеологемах и рассматривает в качестве угрозы “белое” население США. Это позволило разработать своеобразный компенсаторный механизм выживания в условиях глобального экономического и политического кризиса. По мере ухудшения ситуации в “посткоронавирусную эпоху” это движение будет развиваться, постепенно обретая политические очертания. В конечном счёте, во время избирательной кампании Дональда Трампа в 2020 году именно голос “Black Lives Matter” станет решающим: нового президента США будут определять не итоги голосования в День выборов, а улица, где уже появились собственные лидеры, способные возглавить Белый дом.
Денис Коркодинов, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки