Создать видимость массовой поддержки той или иной политической авантюры – главная задача ее инициатора. В США, например, все чернокожее сообщество подняли на уши из-за убийства одного рецидивиста. Думаете, это ради справедливости и борьбы с расизмом? Как бы не так. Однако, что делать, если с массовкой проблемы? Белорусская оппозиция показывает способ выйти из ситуации.
На днях в мессенджере Telegram появилась любопытная кампания, которая представляет собой опрос «За кого Вы проголосовали на выборах президента Белоруссии». Опрос разместили 15 августа на канале «Telegram Беларусь». Причем и канал, и опрос появились в один день. За пару дней канал собрал 55,5 тысяч подписчиков, а вот с опросом все куда более феноменально.
17 августа в 13:08 число просмотров самого опроса составляет 3,3 миллиона пользователей. Количество проголосовавших – 2,2 миллиона пользователей. 52% (1.128.885) участников опроса проголосовали за Светлану Тихановскую. Надо же, какая неожиданность! А за Лукашенко, словно по заказу, пресловутые 3% или 74.448 голоса.
Важной особенностью опроса является тот факт, что участвовать в нем может лишь пользователь, чей аккаунт привязан к белорусскому оператору мобильной связи. Кажется, что с таким ограничением опрос становится невероятно объективным. Давайте же разберем, почему это не так.
В любом социологическом исследовании существует такой параметр как репрезентативность. Опустим заумные термины и перейдем к наглядному и реальному примеру. В годы Второй мировой войны американское командование обнаружило, что далеко не все бомбардировщики возвращаются с вылетов целыми.
Изучив пострадавшие машины, военные пришли к выводу, что большинство повреждений расположены на фюзеляже, крыльях и оперении. В то же время повреждений двигателей или топливных баков было гораздо меньше. Недолго думая, было решено укрепить броней наиболее простреливаемые элементы самолета. Математик, который был привлечен к решению задачи, возразил, ведь собранные данные показывали на то, что машины, которым попали в бак или двигатель, попросту не возвращаются на базу. То есть, укреплять надо было как раз эти элементы.
В этом небольшом экскурсе мы рассмотрели пример отсутствия репрезентативности. Если всего было 100 самолетов, из которых уцелела только половина, необъективно учитывать данные только возвратившихся машин.
Еще один пример отсутствия репрезентативности в выборке выглядит так:
И наоборот, пример репрезентативной выборки:
Что же нам показывают «выборы президента Белоруссии» по версии Telegram? Для начала, давайте признаем тот факт, что мессенджер популярен среди молодого поколения. Согласно исследованию TGStat, которое провели в прошлом году, 38% пользователей Telegram – это люди в возрасте от 25 до 34 лет, 27% – от 18 до 24 лет, 17% – от 35 до 44 лет, 10% – от 45 до 64 лет.
В Белоруссии на сегодняшний день живет около 9,4 миллиона человек, причем с 2009 года численность населения сокращается. По итогам 2019 года рождаемость в Белоруссии упала до уровня Великой Отечественной войны – за прошлый год родилось 87,8 тысячи детей. Средний возраст в республике далеко не в пользу молодежи – 39,6 лет.
«Возрастную структуру современной Белоруссии характеризует увеличение доли пожилых людей и снижение доли детей. Данная ситуация сложилась, главным образом, вследствие снижения уровня рождаемости», – пишет белорусский офис ООН.
В апреле создатель Telegram Павел Дуров заявлял, что число пользователей мессенджера достигло 400 миллионов человек, а белорусы среди пользователей мессенджера, согласно исследованию TGStat, находятся на третьем месте. Их здесь всего 3,9%. Для сравнения, в России таковых 72,6%.
Исходя из незатейливого математического расчета, можно сделать вывод, что в Telegram сидит примерно 15,6 миллиона белорусов. Минуточку, скажете вы, разве население страны не составляет 9,4 миллиона? Все верно. При этом и Дуров, и TGStat со своим исследованием могут быть равноценно правы.
Прежде всего, аналитики проводили анкетирование среди реальных и активных пользователей мессенджера. Опрос распространили благодаря тысяче каналов, и за две недели в нем поучаствовали 82 тысячи человек. Тем интереснее наблюдать за тем, как в опросе по белорусским выборам всего за пару дней поучаствовали больше 2 миллионов. Собственно, здесь мы переходим к следующему нюансу.
Как и в любой другой подобной системе, Telegram богат ботами – фейковыми аккаунтами-пустышками. Их используют для увеличения количества подписчиков каналов. Их же можно использовать и для фальсификации голосования, вроде того, что мы рассматриваем прямо сейчас.
В современном мире даже существуют компании, именуемые бото-фермами. На деньги заказчика там наштампуют столько «граждан Белоруссии», сколько позволит объем финансирования. Виртуальный мобильный номер белорусского оператора стоит в районе 30 долларов + обслуживание. На другом сервисе обнаружил предложение вообще с бесплатным подключением и абонентской платой в размере 15 долларов ежемесячно.
На самом деле Telegram у граждан Белоруссии – далеко не самый популярный мессенджер. Например, Институт социологии НАН Белоруссии выяснил, что Telegram всего на 4-м месте по стране. Его опережают Viber, Skype и WhatsApp. Используют Telegram всего 13,1% белорусов.
Если к исследованию государственной организации вы относитесь скептически, то давайте обратимся к анализу неправительственной организации «Baltic Internet Policy Initiative». По данным НПО, Телеграмом пользуется 23% белорусов. Причем его все также опережают Viber, Skype и WhatsApp.
Если предположить, что истина где-то посередине, то мессенджером пользуется чуть более 18% белорусов или 1,7 миллиона человек. Больше похоже на правду. Теперь давайте вернемся к результатам антилукашенковского опроса. В чем он нас пытается убедить? В том, что на самом деле Тихановскую поддержали 52% белорусов? Возможно, кто-то действительно купится на это.
В реальности он не учитывает позицию той немалой для республики доли граждан, для которых ТОП-телефон – это легендарная Nokia 3310. Здесь вообще не учитывается мнение подавляющего большинства белорусов. Нетрудно поверить в то, что основная аудитория Telegram с радостью нажмет в опросе на кнопку рядом с фамилией Тихановской, листая ленту. Сложнее поверить, что эта аудитория ходит на выборы так же сознательно как пенсионеры, поддерживающие Лукашенко.
Этот опрос показывает лишь то, что лидера оппозиции поддерживает большая часть белорусских пользователей Telegram. То есть, примерно 12% всего населения страны. Напомню, официальный результат Тихановской – 10,12%. Согласитесь, разница не слишком большая. При этом важно подчеркнуть, что оценивать результаты telegram-опроса стоит с пометкой «в идеале»: без учета накрутки голосов при помощи ботов и откровенной нерепрезентативности всего исследования.
Евгений Гаман, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки