«Вы сюда приехали, чтобы записывать сказки, а мы здесь работаем, чтобы сказки сделать былью!» тов. Саахов.
Сказки — большая самостоятельная тема для любителей покопаться в душе того или иного народа. Иногда в них не содержится ничего, кроме фантазии авторов. Иногда — информация о прошлом, облеченная в самые невероятные и причудливые формы и завуалированная многими поколениями рассказчиков.
В первые годы начавшегося парада объявления независимых государств почившего СССР, было очень модно сравнивать местное народное творчество с творчеством русских и делать акцент на том какие мы разные. Вот мол, наши сказки про тяжкий труд и усердие, в то время как у русских про одну лень и халяву. У нас мол в сказках всё трудом личным достигается, а у них то рыбы всё на блюде приносят, то говорящие животные всё тяжёлую работу выполняют, а до этого всё на печи валяются в нищебродстве, дожидаясь халявы. Что говорить, они даже с нечистью готовы сотрудничать, чтобы стать зятем царя и никак не меньше.
Что говорить, даже вопрос борьбы за себя и близких в таких сравнениях показателен. Вон у русских Муромец тридцать три года валялся до того как раздал всем люлей, а у нас Котигорошек с малых лет боролся за свою семью с коварным змеем. И помогали ему силы природы, а не порождения преисподней с костяной ногой и прочий болотный сброд. Та, даже нечисть у нас разная. У них кикиморы и лешие, а у нас красивые мавки. И ничего что такая же демоническая зараза — зато на порядок красивее и привлекательнее.
Все сказки — это фантазии предков, на чём-то основанные и передающиеся из поколения в поколение. Они все про прошлое. И только одна (по крайней мере для меня) оказалась пророческой, предсказавшей будущее. И вы несомненно угадаете чья именно это сказка о грядущем. Да, вы угадали — это украинское, мольфарское предсказание. Называется она «Злыдни». Кстати, она не чужда белорусам, которые так стремятся повторить её сюжет.
Вкратце сказка про двух братьев: богатого и бедного. Как-то бедный брат обнаружил у себя в избе злыдней, засунул их в бочку и в овраг скинул. После этого хозяйство его в гору пошло. А эту бочку по-братски посоветовал открыть старшему богатому брату к которому злыдни и переехали со всеми вытекающими. Вот такой нехитрый сюжетец.
Злыдни — в мифологии украинцев и белорусов демонические существа, духи враждебные человеку, его недоля, беда. Они невидимы и обитают в доме или сидят на плечах человека. Как мне кажется, сегодняшняя Украина просто завалена этими персонажами сверх меры.
Злыдни уже седьмой год выжирают её изнутри как ту банку солений, которую они так пёстро могут украсить. Они вообще падки на пафос. Сперва они красят, украшают, а потом выжирают и разрушают дотла. Выложить из хлеба с салом гигантский трезубец и тут же его коллективно сожрать — это ли не проявление патриотических чувств? Полежать толпой вилочкой на камеру, а потом сообщить всему миру о своей любови к родине и на этом считать миссию завершённой — разве не в этом смысл и идея любви к своей родине? Они все орут и болеют за богатую страну при этом каждый стремится попасть в список «Форбс» единолично, нахапав побольше.
Они не рефлексируют. Их не посещает когнитивный диссонанс. Им невдомёк, что клозет в национальных цветах выглядит дико. Что мусорный бак в подобной раскраске, заваленный горой воняющего мусора не вызывает патриотических чувств, а наоборот — отчуждение, неприязнь и брезгливость. Что утыканный национальными флажками по периметру и обвешанный патриотическими плакатами завод не станет производить больше, вкуснее и качественнее то что раньше приносило пользу, а сейчас перестало. Но они продолжают бороться с этим всё теми же способами — красить и завешивать.
Они борются с теми кто кривится видя урны и клозеты. Они борются с теми кто призывает из думать. Кто робко намекает, что счастье и достаток достигается трудом, а не хождениями по периметру с лозунгами, кисточками и плакатами. Нет, они все мнят себя Котигорошками и ни сколько пахарями и кузнецами. Они защищают. Они все защитники чего-то от кого-то. Они борцы с тенью и смыслами.
Они те самые злыдни, что жили в том богатом когда-то доме. Расплодились так, что уже конфликтуют между собой за право сожрать оставшееся ещё от того наследия. Они грызут уже друг-друга за право брать международные подачки своей собственной рукой. Они все распорядители, кассиры и надзиратели. На худой конец — они мечтатели и фантазёры. Они грезят хрен пойми о чём. Они мечтают совершенно о противоположном тому, о чём ещё совсем недавно упрекали русских. Они хотят быть ленивыми, ничего не делая жить хорошо. То есть, они все поголовно стремятся к жизни Ивана на печи со своей личной щукой и золотой рыбкой. И ничто и никто их в этом стремлении остановить не в силах. Закатать и в бочку или запихать в мешок в таком количестве вряд ли кто сможет.
Именно в этом случае я не согласен с великим Александром Сергеевичем. Сказка иногда не ложь и не намёк, а ой какое предупреждение для будущих поколений.
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки