Начало недели ознаменовалось несколько истеричными заголовками в СМИ, которые гласили, что населению грозит остаться без вожделенного зарубежного алкоголя из-за вступления в силу нового закона «О виноградарстве и виноделии в РФ»
Журналистский азарт гонки за вниманием вылился чуть ли не в падучую по поводу возвращения времён «сухого закона», а наиболее либеральные медиа и вовсе заголосили о давлении на «свободный рынок» и право населения на выбор. Одиозность заголовков, внезапная «обеспокоенность» и «забота» о потребителе, естественно, вызвали массу вопросов.
Ещё в конце 2019-го года свет увидел N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», в 26-й статье которого значилось, что «информация о сорте (сортах), месте происхождения и годе урожая винограда должна быть доведена до сведения потребителя путем ее указания на этикетке». Казалось бы, что в этом плохого, если данный закон начнёт отсеивать дешёвое пойло от достойных напитков, а заодно и повысить уровень гастрономических (и географических) знаний отечественного покупателя? Но не тут-то было.
К примеру, медиахолдинг РБК, у которого ещё в 2016-м году обнаружили финансирование со стороны американского Совета управляющих по вопросам вещания, внезапно возопил о том, что закон срежет поставки иностранного алкоголя в Россию, тяжким грузом падёт на ритейлеров (вежливый синоним перекупщика) и, о ужас, создаст проблемы иностранным компаниям, производящим вина и коньяки. Аргументировалось всё это тем, что закон «сырой» и не учитывает какую-то «секретную» неведомую простому смертному технологию изготовления вин, которая в свою очередь не позволяет соблюсти данный закон. Занавес!
Откуда же такая озабоченность о «свободном рынке» и неких «секретных» технологиях? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо вернуться на некоторое время назад, почти в «святые» 90-е.
Общеизвестно, что с развалом Союза и неврастеничным насаждением «свободного рынка» с его невидимой рукой на наши прилавки хлынули настоящие потоки третьесортных помоев. Прямо с грузовиков, отворивших ржавые двери контейнеров, торговали всем подряд – от клубничного печенья до средства для чистки сортиров. А в обшарпанных киосках продавали пресловутый спирт «Рояль», унёсший не одну человеческую жизнь, и всевозможные «вина», т.е. алкогольная жидкость красного цвета в цветастой иностранной бутылке, как местного, так и зарубежного производства.
Постсоветский гражданин, соскучившийся по рекламной красочности и слегка отрихтованный фарцовщиками и открыточным видом желанной заграницы, расхватывал это пойло «на ура». А так как любая попытка хоть как-то урегулировать «свободный рынок» в те времена новой «элитой» и перекупщиками воспринималась кощунственно, то горькая ситуация была зацементирована на годы.
Лишь ближе к «нулевым» положение дел начало меняться, однако и ритейлеры, и некоторые производители отнюдь не желали вписываться в меняющуюся реальность. Так, появились «винные напитки» и «балковое вино». Естественно, никто разницу гражданам разъяснять не спешил. Более того первый ГОСТ на «винные напитки» (смесь виноматериалов, воды, ароматизаторов, спирта и красителей) был введён в России только в 2014-м году. Какая «дискотека» до этого творилась для участников рынка можно только гадать.
А с «балковым вином» ситуация ещё интереснее. По сути, сам «балк» – это виноматериал, очень грубое сухое «вино». Такое «вино» производят либо в регионах с избытком сырья, где могут отделить зёрна «для своих» от плевел, либо в регионах, где изначально выращивают огромные массы урожая без ограничения в виде среза негодных побегов. В последнем случае под пресс пускают порой не только гроздья, но даже гребни и прелые ягоды, выжимая всё до капли. Говорить о качестве, ясное дело, не приходится. Такой виноматериал могут производить где-угодно – от претенциозной Испании до экзотичной ЮАР. Правды ради стоит отметить, что существует «балк» и вполне достойного качества, но от производителя вы этого никогда не узнаете.
После этого «балк» заливают во флекситанк (гибкий контейнер объёмом выше 20 тысяч литров), который в свою очередь загружают в обычный железный контейнер. И будущий «нектар» начал путешествие к столу наших «ценителей». В России «балк» отправляется прямиком к заказчику-винзаводу, где работники с помощью различных манипуляций стараются сделать это пойло пригодным для употребления или хотя бы безопасным для здоровья.
Сами местные «производители» объясняют потребность в «балке» недостаточным количеством сырья. Но всё гораздо прозаичнее и печальнее. Привыкшие к сверхприбылям и опасающиеся рисков «виноделы», а точнее владельцы заводов, не желают связываться с покупкой территорий, с окультуриванием почвы, риском неурожая, необходимостью найма сезонных рабочих и т.д. Поэтому покупка дешёвого «балка» для них отличный выход.
Читатель будет удивлён, но даже легендарный завод «Абрау-Дюрсо», та самая «империя» Титова (кандидата в президенты), использовал «балк» для своих игристых вин. Т.е. российский покупатель, ожидая насладиться нектаром абраусских виноградников, получал в итоге результата урожая в лучшем случае Испании.
Стоит также отметить, что порой «балк» разливают в бутылки ещё за границей России. На рынок такая продукция поступает в цветастой иностранной упаковке, пестрящей надписями на иностранном языке. Таким образом, малограмотный обыватель, продолжающий действовать по инерции мышления, бездумно хватает данный товар, да ещё и нахваливает «настоящее европейское» вино, которое «наши» делать не могут. Самое забавное, что добросовестные отечественные виноделы, в самом деле, «такого» делать не могут.
Также стоит отметить, что новый закон радует здравой преемственностью, т.к. некоторое время назад грамотный гражданин мог заметить, как на некоторых бутылках по инициативе Союза виноградарей и виноделов России появилась маркировка – ЗГУ (защищённое географическое указание), которое напрямую увязывает вино с регионом произрастания винограда.
В контексте вышеописанного вполне понятно, в чьих интересах сорвать действие новых законов в области виноградарства и уничтожить все условия, создаваемые для развития отечественного виноделия с его окультуриванием территорий, а с другой стороны продавить интересы западных порой не чистых на руку компаний и доморощенных перекупщиков и сохранить вожделенный «балк».
Сергей Монастырёв, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки