Напротив небольшого магазинчика, что на Южном рынке Новороссийска, стоит Брэд Питт и рекламирует белорусскую косметику
Питт, конечно, картонный, а магазин посещаемостью похвастаться не может. Однако, для автора это некий символ, иллюзия Белоруссии в социальных мифах, которая прямо противоположена реальности.
Современный политический кризис Белоруссии, безусловно, инспирированный из Литвы и Польши, как ни странно имеет корни и в социальной мифологии, которую, к сожалению, пестовали и в России. Современная Россия вообще буквально тонет в социальных мифах, что вредит прагматизму нашей внешней политики. И, что особенно забавно, украинские социальные мифы с белорусскими имеют кое-что общее, видимо, и результат может стать таким же.
К сожалению, мы окружены социальными мифами по всем фронтам. И эти мифы активно используют как коммерческие игроки рынка, так и политики. К примеру, в сознании обывателя якобы процветающий курортный Батуми – венец грузинского менеджмента и «мудрости» Саакашвили, и мало кто знает, что Аджария, по крайней мере, экономически оккупирована Турцией, а в батумском аэропорту сидит турецкая администрация. А о старом мифе по поводу хозяйственной хуторянской украинской смекалки в свете событий последних пяти лет и говорить как-то уже неловко, но миф до сих пор дышит, хоть и с грехом пополам.
Однако, несмотря на современный поток информации, который в теории должен был смести социальные мифы после пяти минут даже поверхностного анализа, социальные мифы благополучно живут и умудряются настолько затуманивать реальную картину действительности, что способны влиять на отношения между странами. Белоруссия не исключение.
Верно первый, довольно нелепый, но и достаточно живучий ныне миф – это хозяйственность, народность и коммунистическая окраска Лукашенко. По гамбургскому счёту пресловутая хозяйственность Александра Григорьевича начала сыпаться с тех пор как МАЗ и прочие крупные предприятия начали бить собственные рекорды по убыточности производства. И эти факты никак не были связаны ни с Тихановской, ни с западными санкциями, т.к. имели место с 2013-го года.
А вот народность и коммунистический окрас Лукашенко и вовсе фетиш из разряда иллюзий, в которые так хочется верить и товарищам-коммунистам, и всем ностальгирующим по Союзу. Но вот Лукашенко освистывает его собственный «ядерный» электорат – рабочие белорусских заводов, а сам Александр Григорьевич продолжает таскать с собой сыночка, отчего веет кумовством, а не коммунизмом. Но миф на то и миф, что в него хочется верить, а потому вредность этих иллюзий ещё нам аукнется.
Следующим по важности, а, соответственно, и вредности мифом в социальной мифологии Белоруссии является миф о самих белорусах. Как бы это обидно ни звучало, но мифологические братские белорусы с реальными гражданами Белоруссии слабо пересекаются, как и любая легенда с былью. Долгие годы в рамках информационной поддержки самого проекта «Союзного государства» СМИ на разные голоса твердили нам о необычайном трудолюбии белорусов, будто другие народы сплошь бездельники, их мудрости, словно найден заповедник глупцов, и, конечно, о бесконечной любви их к России.
А после этого зашоренному обывателю только и оставалось хвататься за голову, силясь понять, откуда на улицах Минска, Гродно, Могилёва, Бреста и т.д. оказалось такое количество митингующих, которые спустя некоторое время вооружились уж совсем не пророссийскими лозунгами и флагами. Стоит указать отдельно, что данная область мифотворчества практически калька с мифотворчества Украины. Увы, никак не доходит до обывателя и даже части управленцев, что после должной многолетней обработки население любого качества может эти самые качества поменять.
Следующим по значимости мифом о Белоруссии является миф о непревзойдённом качестве белорусской продукции. Отчасти данный миф одновременно и производная от первых двух, и цемент их скрепляющий. Именно он в своё время позволил вылиться на отечественный рынок тоннам санкционной продукции. Ковался он, кстати, достаточно грамотно с помощью и регулярного завоза российских журналистов на образцово-показательные фермы, и лоббирования продукции внутри России, и работы в сети от «анонимных и независимых» пользователей.
Радужная репутация белорусской молочки, мясопродуктов и даже косметики позволила поставщикам взвинчивать цены до тех пор, когда и мифы не помогали сбыть товар. При этом стоит отметить, что ситуация с «качеством продукции» вообще из разряда вкусовщины, а опыт автора и вовсе показывает, что люди пробовавшие кубанские рассольные сыры или костромскую молочку только иронично улыбнутся апологетам белорусской продуктовой мифологии.
К тому же у «высококачественной» белорусской продукции чуть ли не каждый год Россельхознадзор находит серьёзные нарушения. В 2014-м в белорусском мясе обнаружили геном вируса африканской чумы свиней. В сухом молоке из Белоруссии находили антибиотики – метронидазол и тетрациклин. И на этом белорусские производители не останавливаются – в куриных яйцах находят бацитрацин, в мясе птицы – сальмонеллу, в мясной продукции – стафилококк и листерии.
Ещё одним мифом является миф о процветании IT-сферы в Белоруссии. Год за годом публике рассказывали, что Лукашенко создал просто райские условия для айтишников. Т.е. разумно полагать, что данные товарищи окажутся лояльными к Лукашенко и государство наладило каналы обратной связи и взаимовыгодного сотрудничества. Но, видимо, первоначальная волна денег и благоприятствования была пустой, т.е. ушла в песок, PR и пестование самого фетиша об «айтишном» рае. Так или иначе, но уже сейчас IT-компании начинают готовиться к переезду на… Украину, откровенно бросив своего усатого благодетеля на произвол судьбы.
И это только часть белорусской социальной мифологии. Самих мифов много. Здесь и искренняя вера в то, что Минск самый чистый город Европы, несмотря на то, что по индексу загрязнения столица Белоруссии опережает Ригу и Вильнюс, при их-то масштабах деиндустриализации. Есть и граждане, считающие, что молодёжью в Белоруссии, не в пример Москве, государство занимается, как и в СССР, с которым Белоруссию вечно сравнивают. Правда, до сих пор не ясно, где же мощный кадровый ресурс Лукашенко в виде Белорусского республиканского союза молодёжи, насчитывавший по разным данным до 500 тысяч членов, включая пионеров.
Примечателен тот факт, что БРСМ был локомотивом инициативы замены Георгиевской ленты на ленту цветов национального флага. А в данный момент из союза, пестовавшего своеобразную национализацию, студенты массово выписываются.
Таким образом, до тех пор, пока мы будем жить политическими иллюзиями, выстраивая мир вокруг себя в своём воображении таким, каким хотим его видеть, а не таким, каким он является, мы не сможем выстроить не только внешнюю политику, но и внутреннюю. Зашоренный обыватель раз за разом будет, озираясь на собственные иллюзии, требовать создания дорогостоящих химер.
Конечно, сейчас Лукашенко, у которого земля горит под ногами, взялся за мифологию с удвоенной силой. Он снова сыпет словами о братстве, о единой стране от Бреста до Владивостока и т.д. А надолго ли его хватит? Как скоро Александр Григорьевич вновь начнёт пугать собственное население потерей суверенитета, Москвой 90-х и олигархатом, используя уже внутреннюю мифологию Белоруссии? Боюсь, может и года не пройти…
Сергей Монастырёв, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки