Совместное расследование, проведенное Guardian, установило, что обе стороны направляют в регион грузовые военные самолеты, что является вопиющим нарушением соглашения о прекращении конфликта
Турция и Объединенные Арабские Эмираты совершают регулярные и все более вопиющие нарушения эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию, разжигая войну.
Полетные данные и спутниковые снимки показывают, что обе страны используют крупногабаритные военные грузовые самолеты для доставки товаров, а истребители – войскам или посредническим силам на территории Ливии, регулярно нарушая эмбарго ООН на поставки оружия от 2011 года, несмотря на политические обещания воздержаться от участия в войне.
В ходе девятилетнего конфликта Турция оказала поддержку международно-признанному правительству в Триполи, предоставив войска и оружие, в то время как ОАЭ укрепили противостоящие силы на востоке Ливии во главе с генералом Халифой Хафтар.
“Эмбарго на поставки оружия остается абсолютно неэффективным”, – сказал дипломат, зная о предстоящем ежегодном докладе группы экспертов ООН по Ливии, в котором, как ожидается, основное внимание будет уделено нарушениям. – “В случае с теми странами-членами, которые непосредственно поддерживают конфликт, нарушения являются обширными, вопиющими и полным игнорированием санкций”, – добавил дипломат.
В январе прошлого года Турция и ОАЭ приняли участие во флагманском саммите в Берлине, который был призван остановить иностранное вмешательство посредством поставок оружия, войск и денег в Ливию.
В саммите приняли участие Франция, Россия, Египет, США и Великобритания, а также Турция и ОАЭ. Главным итогом саммита стало предложение о введении санкций в отношении стран, нарушающих эмбарго на поставки оружия.
Но даже в то время, когда проходила конференция, обе стороны наращивали свои усилия. В результате, по словам наблюдателей, эмбарго ООН на поставки оружия практически не действует.
Эти выводы являются частью совместного расследования по отслеживанию британского оружия по всему миру, сотрудничества Guardian, Bellingcat и некоммерческой медиакомпании Lighthouse Reports. Lighthouse предоставил дополнительную информацию об использовании Турцией грузовых военных самолетов, полученную в сотрудничестве с немецкими информационными агентствами Stern и ARD, а также испанской газетой El Diario.
ОАЭ используют часть своего парка C-17 Globemaster III’s, “массивный дальнемагистральный военно-транспортный самолет”, по словам производителя Boeing. Компания Boeing и министерство обороны ОАЭ не ответили на запросы о предоставлении комментариев.
Полетные радиолокационные данные и спутниковые снимки показывают, что эти самолеты регулярно летают из пустынного аэропорта в ОАЭ Кусахвира на две отдаленные военные авиабазы, Сиди Баррани, в западной пустыне Египта, граничащей с восточной частью Ливии, и Джанаклис, недалеко от Александрии. Самолеты направляются с военной авиабазы в военные учреждения, пилотируемые военными ОАЭ, что исключает любую возможность того, что их миссия носит гражданский характер.
Спутниковые кадры свидетельствуют о быстром наращивании грузоподъемности на авиабазе Сиди-Баррани с конца 2019 года. Военные авиабазы на границе Египта с Ливией играют ключевую роль в усилиях ОАЭ по поддержке ливийской национальной армии Хафтара.
“То, что находится на них, либо перевозится автомобильным транспортом, либо забирается самолетами, летящими в Хафтар”, – сказал дипломат. “Группа [ООН] написала, что это косвенные поставки оружия и связанных с ним материалов, что является нарушением резолюции”, – сказали они, говоря об эмбарго на поставки оружия. Министерство иностранных дел Египта не ответило на просьбу прокомментировать использование их авиабаз.
Sigma была санкционирована ЕС. Некоторые наблюдатели жаловались, что санкции только в отношении названия компании вряд ли позволят остановить полеты в будущем. “Sigma откажется от самолета – санкции должны быть введены в отношении лиц, контролирующих самолет”, – сказал дипломат.
Турция также использовала военные грузовые самолеты Airbus A400M для снабжения своих сил на земле в западной части Ливии в поддержку Триполийского правительства Национального соглашения.
Полетные радиолокационные данные и спутниковые снимки самолетов показывают регулярные полеты между турецкими аэропортами в Стамбуле, Газиантепе и Кайсери в Мисурату в течение июня, июля и августа 2020 года. Видеоматериалы, размещенные в социальных сетях, где, как полагают, сирийские боевики общаются в чате и выстраиваются в очередь, чтобы подняться на борт самолета в Газиантепе, позволяют предположить, что некоторые из этих рейсов перевозили наемников.
“Турецкие военно-воздушные силы использовали новый маршрут, чтобы избежать определенных регионов полетной информации”, – пояснил дипломат. – “Все рейсы – это незапланированные или специальные чартерные рейсы, которые пытаются замаскировать свои маршруты, отключая свои транспондеры”.
Старший источник в министерстве обороны Турции сообщил Guardian, что деятельность страны в Ливии сосредоточена на обезвреживании взрывчатых веществ, оставленных войсками Хафтара, оказании гуманитарной помощи и управлении больницами.
“Вся деятельность Турции, связанная с Ливией, осуществляется в этих рамках и в соответствии с международным правом”, – сказали они. Нет никаких нарушений каких-либо решений, санкций или международного права”. Наши военные полеты предназначены исключительно для перевозки основных материалов, необходимых нашим сотрудникам для выполнения их миссии в Ливии, в том числе для разминирования, а также медицинских и технических средств для госпиталя, находящегося в ведении Турции”.
Морские силы ЕС недавно перенаправили танкер с большим количеством реактивного топлива из ОАЭ в Бенгази в Ливии, “вероятно” предназначенный для военных целей.
Источник: The Guardian, Великобритания
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки