Фатальная ошибка Киева после остановки производства «Русланов»

Фатальная ошибка Киева после остановки производства «Русланов»

Невозможность возобновить производство «Русланов» лишает Украину перспектив развития промышленности, рассказал председатель правления Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России», член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько

Министр по вопросам стратегических решений отраслей промышленности, вице-премьер Украины Олег Уруский сообщил изданию «Укринформ», что на территории страны не удастся возобновить производство самолетов Ан-124 «Руслан».

Кроме того, политик заявил, что Турция в настоящее время рассматривает возможность профинансировать достройку второго украинского грузового самолета Ан-225 «Мрия».

«Министр Олег Уруский в данной ситуации констатирует очевидное, потому что это результат, во-первых, политики украинского государства, возникшего в 1991 году, и, во-вторых, стремительной деиндустриализации, которая началась с так называемой «Революции достоинства» в 2014 году.

Более того, все надежды Киева на сотрудничество с Европейским союзом и коллективным западом в целом не оправдались. Ни одна высокотехнологичная отрасль Украины на сегодняшний день не процветает, а, наоборот, они все умирают и уступают место западным партнерам, видевшим раньше в украинских производителях конкурентов», – прокомментировал эксперт Богдан Безпалько.

Последние ласточки авиаотрасли Украины

Напомним, что Ан-124 был советским тяжелым дальним транспортным самолетом, в производстве компонентов для которого в СССР принимали участие более сотни предприятий в России, на Украине, в Узбекистане и других советских республиках. Так до 1994 года на заводе «Антонова» было собрано 17 самолетов, а Ульяновский авиазавод построил еще 33 «Руслана» до 1995 года.

После распада СССР и остановки серийного производства на заводах остался задел, использованный лишь в постсоветское время. Ранее предпринимались безуспешные попытки возобновить полноценное производство.

В июне 2019 года Подольский районный суд Киева из-за организации технологического обслуживания воздушных судов в обход украинского авиаконцерна «Антонов» арестовал пять самолетов Ан-124 «Руслан» российской авиакомпании «Волга-Днепр» и запретил третьим лицам, аэропортам, авиавластям их эксплуатацию.

Интересы концерна, в чьем конструкторском бюро был разработан тяжелый дальний транспортный самолет «Руслан», защищала юридическая фирма «Ильяшев и партнеры», в которой выяснили, что решение в отношении российской компании вынесено в рамках уголовного дела о нарушении правил полетов (ст. 281 УК Украины).

«Часть технической документации украинского авиаконцерна «Антонов» передана западной стороне, при этом совершенно безвозмездно. Поэтому ряд технических и инженерных решений, ранее являющихся достоянием Советского Союза, будет использоваться в том числе, наверное, и в военных целях в Соединенных Штатах Америки и других странах. Это вызывает глубокую обеспокоенность в России», – добавил собеседник агентства.

Опытно-конструкторское бюро под руководством Олега Антонова было создано в 1946 году, в нем занимались разработкой специализированных, пассажирских и транспортных самолетов, в том числе самого крупного в мире серийного грузового дальнемагистрального самолета Ан-124 «Руслан».

До 2015 года концерн входил в совместное с Российской Федерацией предприятие «ОАК – Антонов», позже украинские власти разорвали сотрудничество. Но в конце мая 2019 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подала иск к «Антонову» из-за того, что концерн не принимает участия в деятельности «ОАК – Антонов».

«За остатки этого индустриального советского прошлого, в том числе интеллектуальных богатств, будут бороться Китай, который требует определенного технического совершенствования для своих самолетов и двигателей. А также Соединенные Штаты Америки, стремящиеся не допустить усиления КНР в военном и экономическом направлении для того, чтобы оставить рынки сбыта за собой.

На фоне приведенных доводов заявление украинского министра не кажется сюрпризом. Удивление вызывают сообщения о том, что Украина планирует стать ядерной державой и стремится к созданию локального ядерного оружия.

Однако для этого необходимо вырастить высокотехнологичную, энергоемкую и дорогостоящую промышленную отрасль. Откуда Украина возьмет на это средства – неизвестно. Скорее всего, Киев не сможет найти деньги», – подчеркнул эксперт.

Не хотят, как у России

Российская сторона из-за указанной причины потеряла возможность ликвидировать совместное предприятие. Специалисты из РФ приступили тогда к разработке перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации сверхтяжелого класса, способного заменить Ан-124. По словам главного конструктора ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» Николая Таликова, самолет будет создан в 2025–2026 годах.

Данный факт, полагает собеседник агентства, демонстрирует последовательную деградацию с момента распада СССР. Украина, которая в годы холодной войны, получала лучшую современную авиатехнику и персонал, довела авиационную отрасль до плачевного состояния.

Более 1000 самолетов и трехсот истребителей Су-27 и МиГ-29, 200 фронтовых бомбардировщиков Су-24, 50 штурмовиков Су-25 заржавели и оказались бесхозными вследствие того, что десятки конструкторских бюро и авиаремонтных предприятий закрылись, а развитая сеть аэродромов и военных баз простаивала годами.

«Россия пошла по другому пути. Страна после определенного периода развала Советского Союза решила сохранить и впоследствии воссоздать оставшиеся научные и промышленные отрасли.

Российские технические специалисты совместно с властями успешно пытаются разрабатывать собственные самолеты, сохранить и развить авиастроение. Безусловно, это требует вложений, которые государство способно сделать», – отметил эксперт.

Советское наследие, которое России удалось сохранить и модернизировать, Украина потеряла. И если Министерство обороны РФ продолжает организовывать разработку различных новейших самолетов и истребителей, то украинская оборонка постепенно превращается в тень того, чем владела страна в период СССР.

Так, с начала текущего года Вооруженные силы Российской Федерации, как сообщал министр обороны РФ Сергей Шойгу, получили более 750 новейших образцов вооружения. Среди них 58 самолетов и вертолетов, более 40 боевых бронированных машин, свыше 500 многоцелевых автомобилей, а также 75 комплексов с беспилотными летательными аппаратами.

«Самая главная ошибка украинского руководства заключается в том, что Киев разорвал сотрудничество с Россией. Именно это привело к падению ВВП на $100 млрд, резкой депопуляции и деиндустриализации.

В таких условиях развивать авиастроение, машиностроение, тяжелое машиностроение или любые другие отрасли невозможно. Россия же откладывает деньги, развивается, стремится снизить зависимость от импортных комплектующих, в числе которых те, что раньше поставлялись из Украины», – констатировал Безпалько.

Александра Мельник, Экономика сегодня

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки