После объявления карантина выходного дня бывший глава Минфина Игорь Уманский ушел с должности советника главы Офиса президента Украины, но перед этим решил громко хлопнуть дверью, подлив бензина в вечно тлеющий огонь скандалов вокруг украинской коррупции, фактически обвинив руководство Украины в разворовывании денег предназначенных на борьбу с пандемией.
Как пишет Украина.ру, по утверждению Уманского, на строительство дорог в этом году по факту потрачено более 120 млрд грн, из которых минимум 40% украдено, а около 36 млрд грн из этих средств было выделено “Укравтодору” на так называемое “Большое строительство” непосредственно из фонда борьбы с COVID-19.
«…В начале года “Укравтодор” обещал за 120 млрд грн, выделенных на “Большую стройку”, построить 6,5 тысячи км дорог. Потом цифра трансформировалась — уже говорят про 4 тысячи км дорог. А сумма финансирования при этом постоянно увеличивается. То с онкоцентра снимут — им добавят, то с обслуживания госдолга. В период с 2016 по 2019 год на дороги было потрачено 105 млрд грн и построено 9,2 тысячи км дорог. А за 120 млрд мы построим 4 тысячи км. Ничего не вызывает подозрения?» — повесил риторический вопрос Уманский.
По мнению бывшего чиновника справиться с изначально заявленным объёмом работ можно было бы и без “погружения загребущих рук” в и без того небогатый «ковидный фонд». В результате, разыграв тендерную процедуру среди “своих”, на деле деньги просто разворовали, построив, точнее отчитавшись, лишь о 2 тыс. км дорог из 6,5 тыс. км запланированных. И всё было бы шито-крыто, если в последний момент МВФ ни заартачился и ни отказался выделять очередной транш, без предварительного проведения аудита.
Со своей стороны “Укравтодор” пошёл в контратаку, сходу откинув все заявления Уманского. Основным аргументом стала якобы “беспрецедентная” прозрачность тендерной процедуры, на которой настаивают дорожники.
«Укравтодор» напомнил, что все их операции постоянно проверяются государственными органами, и пригласил экс-министра Уманского лично проинспектировать 4000 км новых дорог, – пишет Украина.ру, – «Слугам народа» даже разослали тезисы, подготовленные «Укравтодором» по “Большой стройке”. 14 ноября в партийный чат фракции «Слуга народа» сбросили так называемый “темник”, в котором по пунктам расписано, как опровергать обвинения Уманского”.
Говоря о картельном сговоре дорожников, бывший министр отказывается называть конкретные фирмы, но изучив проекты “Большого строительства”, несложно выделить “тройку фаворитов”: “Автомагистраль-Юг”, “Ростдорстрой”, “Онур”.
“Первоначально в госбюджет-2020 было заложено только 22 миллиарда гривен на «Большое строительство» дорог, и, например, перебрасывать деньги из «коронавирусного фонда» отнюдь не планировалось. Но при этом только за первое полугодие «тройка фаворитов» получила подрядов на 28 миллиардов гривен. За июль-август и начало сентября эти же компании суммарно получили подрядов на 17,26 млрд грн”, – отмечается в материале.
Но гораздо интересней тот факт, что те же самые компании объединяет ещё и некое уголовное производство – дело о получении должностными лицами Службы автомобильных дорог в Киевской области «откатов» размером 10-15% от цены договора за победу в дорожных тендерах. А этот факт уже заставляет насторожиться.
По мнению автора статьи, вся эта история грозит не только подмочить репутацию главного пи-ар проекта Офиса президента, того самого “Большого строительства”, но и превратиться для Зеленского и Ко в «Свинарчукгейт 2.0». А этого на Банковой боятся больше всего.
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки