Новый украинский киношедевр Олега Сенцова встретили пустые залы

Как сказано в одной рекламе:
– Что же автор хотел этим сказать?
– Что Бог не дал ему таланта, а идти работать на завод не хотелось.

Четверг, 19 ноября оказался на Украине днём продвинутой культуры. В украинский прокат вышел долгожданный новый фильм Олега Сенцова «Номера», на создание которого Министерство культуры выделило 10 млн гривен. «Номера» рекламировались на Украине начиная с февраля, когда фильм был показан на кинофестивале в Берлине.

В итоге фильм практически окупился. Причём значительную часть своей кассы этот фильм собрал благодаря журналистам от Анатолия Шария (1 шт.) и от «Страна.UA» (1 шт.), которые пришли на просмотр кино, дабы иметь потом возможность дать этому киношедевру свою рецензию.

Сам Олег Сенцов не пришёл на премьеру своего творения. Представляю, как коллеги его спрашивали: “Пойдёшь на премьеру, ну хоть для приличия? Всё-таки столько денег на этом запилили?” А Сенцов в ответ: “Нет, вы что! Я такую дрянь не смотрю”.

В итоге, прямо в день премьеры фильма всемирно известного украинского режиссёра журналистка Анастасия Товт от «Страны.UA» оказалась единственным его зрителем.

“В фильме много странных и непродуманных моментов. Почему герои едят только раз в день и только кукурузные палочки? Почему грозные судьи так легко отдают оружие бунтарям, которых держали в страхе весь фильм, и вдруг начинают подчиняться приказам Седьмого? Общее впечатления – фильм слишком артхаусный для массового зрителя. И слишком банальный для зрителя артхаусного. Можно предположить, что его ждет трудная прокатная судьба”, – поделилась позже впечатлением от этого просмотра журналистка.
Немного о самом фильме

В трейлере к фильму сообщается: Directed from Gulag – “срежиссировано из Гулага” (Сенцов вышел на волю и вернулся в Украину лишь в сентябре 2019 года).

Сценарий для фильма — пьеса, которую написал сам Сенцов еще в 2011 году. Срежиссировать фильм Олегу Сенцову помог крымскотатарский режиссёр Ахтем Сеитаблаев. Рабочий процесс они обсуждали по переписке, которую Сенцов вел из тюрьмы. В десятках писем Олег утверждал актеров, декорации, костюмы, сценографию, а Сеитаблаев работал на съемочной площадке.

Сюжет фильма — попытка плагиата романа Джорджа Оруэлла «1984», с той разницей, что у героев Оруэлла были имена, а у персонажей Сенцова вместо имен — номера. Фильм вызывает ощущение любительской третьеразрядной пьесы. Персонажи разговаривают и двигаются как плохие актеры в провинциальном театре, а их реплики (по отзывам тех, кто посмотрел) перенасыщены ненужным пафосом.

Сам фильм – это минималистичная театральная постановка, отснятая с нескольких камер и в прокатном формате. Возможно, автор пытались оглядываться на «Догвилль», там действие фактически происходит на театральной сцене, но качество реализации подобной концепции вышло у украинских режиссёров предельно низким.

Сам фильм лично мне посмотреть пока не удалось, но, по кадрам из трейлера, интересные замечания к нему возникли.

Первое – изначально в фильме показывают диктаторский режим, Автором зачем-то добавлены декоры из советского прошлого. Потом происходит свержение диктатуры и появляется новая тирания, уже чем-то напоминающая фашизм. Получается, что великий патриот и “великомученик” Сенцов показал в своём фильме не самую завидную судьбу Украины. И написан сценарий был ещё в 2011 году, до второго майдана. А теперь, благодаря его статусу, на фильм выделили деньги, даже не вникая в суть сюжета (но оно и понятно, кому такую ерунду захочется изучать?). Но ведь аналогия с Украиной прямо на лицо.

Второе – как видим, Сенцов-красавец срубил деньги прямо из воздуха, при этом впаривает потребителю откровенную тухлятину. Остатков от бюджета хватило только на кукурузные палочки. Ведь если мясо давать и дубли переснимать, сколько расходов будет!

Всё это можно рассматривать как некую лакмусовую бумагу всему украинскому обществу. Это ведь надо иметь талант, чтобы, потратив почти $400 тыс., снять самое непосещаемое кино Украины!

И тут я вспомнил первый фильм Сенова «Гамер». Я тогда критично комментировал этот сюр, но теперь прихожу к интереснейшему выводу, что критика моя была не обоснована. Я просто сразу не понял, что Олег Сенцов – это зачинатель нового течения в киноискусстве! Вот есть популярное массовое искусство типа блокбастеров, есть авторское кино не для всех типа артхауса, и вот Олег родил новый жанр – “кино ни для кого”.

Это самый выгодный вид искусства. Можно за 10 миллионов снять кино в одной локации с десятью неизвестными актерами, а отсутствие сборов – это не потому, что оно ни к чёрту и ниже всякой критики, а потому что сложное! Народ не понимает всей его глубины, так как привык к ширпотребу типа «Человека-паука». И вообще – это интеллектуальное фестивальное кино, оно не ради денег, оно ради искусства!

Причем в этом нелегком жанре вся гениальность не в режиссёре, продуманных диалогах, актерском мастерстве или операторской работе, тут важно умение объяснить всю глубину. К примеру, бежал художник в туалет и посередине комнаты не успел. И зритель должен понять, что коричневая субстанция на полу олицетворяет всю тщетность борьбы с непреодолимой силой естественных инстинктов, показывая, что люди, будучи высокоинтеллектуальными существами, не властны над временем, пространством и истинной природой первобытного происхождения! Вот так “непризнанные гении, опередившие свое время” легко продают за деньги банальный понос!

П.С.
Всего же, за три дня просмотра кинотеатрам Киева удалось продать несколько десятков билетов на фильм. Среди зрителей отметились нардепы Алексей Гончаренко и Слава Вакарчук. Будет ли этот фильм украинцами понят и включён в новогоднюю праздничную программу, чтобы просматривать его каждый год? Покажет время.

Андрей Червонец, Аналитическая служба Донбасса

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки