Бывший командующий Сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес призвал Запад срочно вмешаться в карабахский конфликт, чтобы спасти Закавказье от войн в будущем
«Демонстрируя нашу заинтересованность этим регионом, местом и конфликтом, мы дадим понять потенциальному противнику, что мы беспокоимся и вкладываем сюда ресурсы, и готовы защищать здесь наши стратегические интересы… США и ЕС больше не могут просто стоять в стороне», – заявил американский деятель.
Что значат слова о спасении Закавказья из уст такого персонажа, как Ходжес, можно понять из его боевой биографии. В 2003 году он уже «спасал» Ирак, которому вторжение американцев и их союзников стоило десятков тысяч жизней и привело практически к полному уничтожению суверенитета.
Кстати, доблестное украинское войско тоже участвовало в этой позорной агрессии, отправив на усмирение иракцев две тысячи военнослужащих. В Ираке украинские вояки помогали американцам держать под контролем границу с Ираном и разгоняли демонстрации доведённых до отчаяния местных жителей, а украинские СМИ преподносили это как благородную миротворческую миссию украинской армии.
В этот раз Иран опять всплыл в речи Ходжеса, причём в увязке с Россией. Говоря о стратегической важности Нагорного Карабаха, американский покоритель Ирака подчеркнул: «…это единственный сухопутный коридор восток-запад, который соединяет Европу и Евразию в обход России и Ирана. Это имеет ключевое значение для экономического развития Большого Черноморского региона (the greater Black Sea region), и Запад не должен больше отсюда уходить».
Эти слова имеют прямое отношение к Украине. Термин «Большой Черноморский регион» имеет ту же геополитическую коннотацию, что и Большой Ближний Восток. Оба термина придуманы американскими стратегами для удобства внешнеполитических манипуляций. Слово «большой» подразумевает расширение стандартных границ региона с возможностью привлечения туда тех, кого Вашингтон посчитает нужным.
В изложении американцев Большой Черноморский регион – это не только черноморские страны, но и США, НАТО, Армения, Азербайджан, Иран и т. д. Чем грозит Украине реализация американского плана Большого Черноморского региона? В первую очередь утратой статуса страны-транзитёра и вытеснением на периферию экономических отношений Евразии и Европы.
Через Украину в ЕС из Евразии идут энергоресурсы и товары. С Украины в Евразию – товары и сырьевая продукция. В 2019 году объём украинского экспорта по среднеазиатскому маршруту составил $13 млрд. В прежние годы через Россию совершалось по 40 тысяч грузоперевозок пятью тысячами украинских компаний-перевозчиков в Среднюю Азию, Китай и Монголию. В 2016 году Киев вздумал отправлять грузы в обход России морем, через Грузию и Азербайджан, и оттуда в Казахстан, Узбекистан, Туркмению и т. д., но каждый такой рейс оказался на $5 тыс. дороже.
А теперь мы видим, что этот самый маршрут, но в обратном направлении (через Азербайджан, Каспий, Грузию и Чёрное море в ЕС) предлагает ввести в действие Ходжес. Если эта идея воплотится в жизнь, значение Украины как транзитного коридора из Евразии в Европу упадёт на несколько порядков, потому что грузы и товары пойдут по территории Азербайджана, Грузии и далее морем в Европу. Никто уже не будет гнать вагоны и грузовики через Россию и Украину к польской, венгерской или румынской границе.
Ситуация усугубляется тем, что так называемые стратегические партнёры Киева – страны Евросоюза – поддерживают идею Ходжеса. Германия, чей внешнеторговый оборот исчисляется триллионами евро, наверняка увидит в идее Ходжеса возможность дополнительного выхода своей продукции на азиатские рынки. Наверное, нет такой страны в Европе, которой не понравится обходной маршрут мимо Украины для импорта газа и нефти, и экспорта своих товаров.
Кроме того, Болгария и Румыния лоббируют проект Транскавказского транспортного коридора TRACECA по маршруту Европа – Кавказ – Азия. До Кавказа товары из Европы будут доставляться по Чёрному морю, а с Кавказа до Азии – по Каспийскому. И где здесь Украина?
В обратном направлении, из Азии через Кавказ, в Европу потекут нефтяные реки из Туркмении и Азербайджана. Румыния надеется, что это позволит ей загрузить свои перерабатывающие заводы и реэкспортировать в страны ЕС 50-60 млн тонн нефти. Пока коридор ТRACECA не запущен, чёрное золото поставляется в Европу через Украину и Белоруссию.
Тут бы Киеву заключить с Минском и Москвой политико-экономический союз, дабы обеспечить сохранность существующих экспортных маршрутов, но вместо этого украинские власти поддержали попытку госпереворота в Белоруссии и ввели против неё санкции, а отношения с Москвой умудрились испортить до исторического максимума. Этим правительство Зеленского роет яму украинской экономике.
Проект TRACECA не нов, о его рождении было заявлено в Брюсселе в 1993 году, и Киев официально даже приветствовал эту идею и присоединился к ней. Но сделано это было для того, чтобы иметь возможность поставлять свои товары в азиатские республики бывшего СССР в обход России. Тогда Украина ещё пребывала в эйфории от провозглашённой недавно самостийности и рисовала сама себе великое экономическое будущее. Прошло 27 лет, никакого экономического процветания нет, а транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия обсуждают уже без Украины.
Обращает на себя внимание идентичность заявлений Вашингтона и Киева. Сначала они звучат в Вашингтоне, потом Киев угодливо поддакивает. Так, симпатии Ходжеса в недавней войне в Нагорном Карабахе в целом на стороне Азербайджана. То же можно сказать и об Украине. Ходжес говорит о необходимости усиления контактов с Турцией, Арменией, Азербайджаном и Грузией, причём Грузию предлагает поскорее взять в НАТО. Это же талдычит провластная пресса Украины, не имеющая собственного мнения.
Понимают ли в Киеве, что членство Грузии в НАТО ускорит появление транспортного коридора в обход Украины? Понимают ли, что проамериканские ставленники в Тбилиси Украине вовсе не союзники, а вредители? Грузия граничит с Арменией и Азербайджаном, и её окончательный уход в прозападный лагерь превратит Закавказье в зону контроля США и НАТО. И тогда ничто не помешает появиться коридору Европа – Кавказ – Азия, а Украину оставить прозябать в «серой зоне» между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом.
Ходжес требует, чтобы в Закавказье пришли войска НАТО. Это предотвратит экономическую интеграцию стран региона с Россией и другими внешнеполитическими игроками и превратит эту точку планеты в зону очередного бедствия, искусственно спровоцированного американскими «ястребами». Закавказье от Украины далеко, но предлагаемый Ходжесом сценарий нанесёт украинской экономике огромный ущерб.
Владимир Дружинин, Одна Родина
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки