Лондон в ожидании жесткого Brexit

Соединенное Королевство и Европейский союз к очередному дедлайну не смогли договориться об условиях торговой сделки

Теперь бри­тан­ские вла­сти опа­са­ют­ся дефи­ци­та про­дук­тов, това­ров пер­вой необ­хо­ди­мо­сти, лекарств. А что­бы не оста­вить людей без еды и туа­лет­ной бума­ги, вла­сти попро­си­ли супер­мар­ке­ты сде­лать запа­сы как мини­мум на 6 недель

До кон­ца пере­ход­но­го пери­о­да, после кото­ро­го Вели­ко­бри­та­ния ста­нет пол­но­стью суве­рен­ным госу­дар­ством, не свя­зан­ным ника­ки­ми евро­пей­ски­ми обя­за­тель­ства­ми, оста­ет­ся 2,5 неде­ли, но Лон­дон и Брюс­сель до сих пор не могут дого­во­рить­ся об усло­ви­ях циви­ли­зо­ван­но­го раз­во­да.

На рабо­чем ужине 9 декаб­ря гла­ва Евро­ко­мис­сии Урсу­ла фон дер Ляй­ен и пре­мьер-министр Вели­ко­бри­та­ния Борис Джон­сон реши­ли, что окон­ча­тель­ная судь­ба пере­го­во­ров по Brexit долж­на решить­ся к вече­ру 13-го чис­ла, то есть они долж­ны окон­ча­тель­но опре­де­лить­ся, есть ли еще воз­мож­ность достичь ком­про­мис­са, и, соот­вет­ствен­но, объ­явить о про­дол­же­нии или окон­ча­тель­ном про­ва­ле пере­го­во­ров.

Хотя обсуж­де­ние того, как обе сто­ро­ны будут выстра­и­вать отно­ше­ния после Brexit, длит­ся с мар­та, меж­ду ними сохра­ня­ют­ся серьез­ные про­ти­во­ре­чия, преж­де все­го о том, как рас­пре­де­лять кво­ты на рыбо­лов­ство в исклю­чи­тель­ной эко­но­ми­че­ской зоне Соеди­нен­но­го Коро­лев­ства, как обес­пе­чить усло­вия рав­ной кон­ку­рен­ции для бри­тан­ских и евро­пей­ских ком­па­ний, в какой пра­во­вой плос­ко­сти ула­жи­вать спо­ры (в част­но­сти, како­ва роль Евро­пей­ско­го суда в этом про­цес­се).

В част­но­сти, что каса­ет­ся пер­во­го пунк­та, ЕС наста­и­ва­ет на предо­став­ле­нии евро­пей­ским рыба­кам досту­па в бри­тан­ские тер­ри­то­ри­аль­ные воды, ина­че союз­ный рынок рыб­ной про­дук­ции для Лон­до­на будет закрыт, а Вели­ко­бри­та­ния хочет уста­но­вить кво­ты на вылов рыбы в сво­их водах.

Еще 10 декаб­ря Джон­сон в эфи­ре теле­ка­на­ла Sky News пре­ду­пре­дил о рис­ке про­ва­ла пере­го­во­ров с ЕС о буду­щих отно­ше­ни­ях и тор­го­вой сдел­ке. По его сло­вам, это обу­слов­ле­но преж­де все­го стрем­ле­ни­ем Евро­со­ю­за рас­про­стра­нить свои юри­ди­че­ские нор­мы на бри­тан­ское зако­но­да­тель­ство.

«В Брюс­се­ле дума­ют, что ЕС и Вели­ко­бри­та­ния слов­но бра­тья-близ­не­цы: если, напри­мер, ЕС реша­ет купить доро­гую сумоч­ку, то, зна­чит, и Вели­ко­бри­та­ния долж­на посту­пить так же, а ина­че в отно­ше­нии нас будут вве­де­ны тари­фы», — заявил гла­ва бри­тан­ско­го пра­ви­тель­ства.

Евро­со­юз наста­и­ва­ет на том, что в Вели­ко­бри­та­нии долж­ны дей­ство­вать те же эко­ло­ги­че­ские, тру­до­вые и соци­аль­ные стан­дар­ты, что и внут­ри сою­за, но для это­го вла­стям коро­лев­ства нуж­но при­ни­мать зако­ны, ана­ло­гич­ные резо­лю­ци­ям ЕС в этих сфе­рах, отка­зы­ва­ясь от выра­бот­ки соб­ствен­ных. В про­тив­ном слу­чае Брюс­сель смо­жет в одно­сто­рон­нем поряд­ке вво­дить тари­фы на бри­тан­ские това­ры, а Лон­дон счи­та­ет такую меру непри­ем­ле­мой.

«Пред­ло­жен­ная нам сдел­ка на дан­ный момент не под­хо­дит Вели­ко­бри­та­нии. Вели­ка веро­ят­ность того, что в ито­ге наше парт­нер­ство будет боль­ше напо­ми­нать отно­ше­ния ЕС с Австра­ли­ей, чем с Кана­дой. Мы про­дол­жим пере­го­во­ры, но я счи­таю важ­ным, что­бы все начи­на­ли гото­вить­ся к австра­лий­ско­му вари­ан­ту», — доба­вил Джон­сон.

Изна­чаль­но Лон­дон пла­ни­ро­вал заклю­чить с Брюс­се­лем согла­ше­ние о сво­бод­ной тор­гов­ле по образ­цу дого­во­ра, суще­ству­ю­ще­го меж­ду ЕС и Кана­дой, кото­рый преду­смат­ри­ва­ет отме­ну более 99% тари­фов. Австра­лия ведет тор­гов­лю с Евро­со­ю­зом по пра­ви­лам Все­мир­ной тор­го­вой орга­ни­за­ции с при­ме­не­ни­ем тор­го­вых тари­фов и квот.

Урсу­ла фон дер Ляй­ен тоже не ста­ла лука­вить и ска­за­ла, что Лон­дон и Брюс­сель дале­ки от дости­же­ния дого­во­рен­но­стей. Види­мо, не наде­ясь на пре­одо­ле­ние фун­да­мен­таль­ных раз­но­гла­сий, Евро­ко­мис­сия пред­ста­ви­ла экс­трен­ные меры, кото­рые поз­во­лят Евро­со­ю­зу обес­пе­чить базо­вое воз­душ­ное и дорож­ное сооб­ще­ние с Вели­ко­бри­та­ни­ей, а так­же сов­мест­ное рыбо­лов­ство после Brexit в слу­чае про­ва­ла пере­го­во­ров.

Но вот гото­вы ли бри­тан­цы вести сов­мест­ный про­мы­сел с евро­пей­ца­ми — боль­шой вопрос. Соглас­но инфор­ма­ции газе­ты The Times, в бли­жай­шее вре­мя вла­сти коро­лев­ства наде­лят воен­ную поли­цию Воен­но-мор­ских сил пол­но­мо­чи­я­ми задер­жи­вать в исклю­чи­тель­ной эко­но­ми­че­ской зоне Вели­ко­бри­та­нии рыбо­ло­вец­кие суда стран ЕС, если сдел­ка с Брюс­се­лем заклю­че­на не будет. Мини­стер­ство обо­ро­ны под­твер­ди­ло, что с 1 янва­ря 2021 года 4 воору­жен­ных суд­на будут при­ве­де­ны в режим готов­но­сти, что­бы выпол­нить это пору­че­ние.

И вот насту­пи­ло 13 декаб­ря — как отме­тил евро­пей­ский дипло­ма­ти­че­ский источ­ник, мини­мум деся­тый край­ний срок, уста­нов­лен­ный в бес­ко­неч­ном про­цес­се Brexit. Вполне ожи­да­е­мо, ника­ко­го про­ры­ва не про­изо­шло.

Джон­сон заявил, что Вели­ко­бри­та­ния гото­ва к отсут­ствию тор­го­вой сдел­ки с ЕС, и при­звал гото­вить­ся к веде­нию тор­гов­ли по пра­ви­лам ВТО, но при этом не стал исклю­чать, что сто­ро­ны все еще могут достичь согла­ше­ния о фор­ма­те буду­щих отно­ше­ний и сво­бод­ной тор­гов­ле, но для это­го им при­дет­ся пре­одо­леть крайне суще­ствен­ные про­ти­во­ре­чия. В конеч­ном ито­ге бри­тан­ский пре­мьер-министр и гла­ва Евро­ко­мис­сии согла­си­лись про­дол­жить пере­го­во­ры, «что­бы уви­деть, удаст­ся ли достичь согла­ше­ния даже на этом позд­нем эта­пе».

Вре­ме­ни оста­ет­ся ката­стро­фи­че­ски мало, а сдел­ку, если она все-таки будет заклю­че­на, долж­ны одоб­рить Евро­пар­ла­мент и пар­ла­мент Коро­лев­ства.

Как сооб­щи­ли источ­ни­ки в ЕС, Лон­дон и Брюс­сель все же при­бли­зи­лись к дости­же­нию ком­про­мис­са по вопро­сам выра­бот­ки стан­дар­тов и раз­ре­ше­ния спо­ров, теперь глав­ной про­бле­мой ста­ло рыбо­лов­ство — бри­тан­ские вла­сти хотят рез­ко сокра­тить кво­ты для фран­цуз­ских рыба­ков, а те тре­бу­ют от пре­зи­ден­та стра­ны Эмма­ню­э­ля Мак­ро­на отсто­ять их пра­во на про­дол­же­ние про­мыс­ла в тра­ди­ци­он­ных рай­о­нах в преж­нем объ­е­ме, угро­жая наци­о­наль­ной заба­стов­кой.

Тем вре­ме­нем вла­сти Вели­ко­бри­та­нии актив­но гото­вят­ся к жиз­ни после жест­ко­го Brexit, то есть без заклю­че­ния сдел­ки. Как сооб­щи­ло изда­ние Sunday Times, пра­ви­тель­ство посо­ве­то­ва­ло мага­зи­нам сде­лать запа­сы това­ров на 6 недель, а апте­кам — лекарств, меди­цин­ско­го обо­ру­до­ва­ния и вак­цин, опа­са­ясь ажи­о­таж­но­го спро­са сре­ди потре­би­те­лей.

«Неде­лю назад состо­ял­ся раз­го­вор, в кото­ром мини­стры ска­за­ли: готовь­тесь к no-deal. В эти выход­ные посла­ние транс­ли­ру­ет­ся такое — сдел­ки не будет. Супер­мар­ке­ты и мини­стры очень обес­по­ко­е­ны пани­кой сре­ди поку­па­те­лей. Они виде­ли, что про­изо­шло при COVID, когда люди нача­ли ску­пать руло­ны туа­лет­ной бума­ги, и зна­ют, как быст­ро все может пой­ти не по пла­ну», — рас­ска­зал стар­ший кон­суль­тант одно­го из круп­ней­ших супер­мар­ке­тов.

Отсут­ствие сдел­ки повле­чет за собой вве­де­ние тари­фов на това­ры, а соот­вет­ствен­но, рост сто­и­мо­сти това­ров для поку­па­те­лей как в Коро­лев­стве, так и в ЕС. С фран­цуз­ской сто­ро­ны Ла-Ман­ша уже выстро­и­лись мно­го­ки­ло­мет­ро­вые колон­ным гру­зо­ви­ков, спе­ша­щих доста­вить про­дук­цию на Туман­ный Аль­бион. Как уточ­ня­ют вла­сти реги­о­на О‑де-Франс, за послед­ние 3 неде­ли коли­че­ство боль­ше­груз­ных транс­порт­ных средств на подъ­езд­ных доро­гах к фран­цуз­ско­му пор­ту и евро­тон­не­лю вырос­ло на 50%.

По сло­вам заме­сти­те­ля дирек­то­ра Инсти­ту­та исто­рии и поли­ти­ки Мос­ков­ско­го педа­го­ги­че­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Вла­ди­ми­ра Шапо­ва­ло­ва, выход Вели­ко­бри­та­нии без сдел­ки из ЕС дей­стви­тель­но вызо­вет потре­би­тель­ский кри­зис, посколь­ку коро­лев­ство силь­но зави­сит от Евро­пы в плане снаб­же­ния про­дук­та­ми и това­ра­ми пер­вой необ­хо­ди­мо­сти, а в слу­чае невоз­мож­но­сти согла­со­вать тор­го­вое согла­ше­ние стране при­дет­ся пол­но­стью пере­стро­ить свое потреб­ле­ние и товар­ный рынок, что сде­лать будет крайне слож­но.

Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что руко­вод­ство ЕС выдви­га­ет Лон­до­ну заве­до­мо невы­пол­ни­мые тре­бо­ва­ния, что­бы поста­вить его в как мож­но более слож­ное поло­же­ние и тем самым пока­зать осталь­ным стра­нам сооб­ще­ства, как пло­хо им будет жить­ся вне боль­шой евро­пей­ской семьи. Раз уж такая раз­ви­тая и эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ная стра­на, как Соеди­нен­ное Коро­лев­ство, не смог­ла при­спо­со­бить­ся, то что будет, напри­мер, с той же Ита­ли­ей, кото­рую при­шлось всем ЕС-овским миром спа­сать от эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са 2008 года?

Евро­пей­ский союз пере­жи­ва­ет не луч­шие вре­ме­на в сво­ей исто­рии, да и эпи­де­мия коро­на­ви­ру­са, выну­див­шая отдель­ные стра­ны повтор­но вво­дить каран­тин, порой еще жест­че весен­не­го, ситу­а­цию толь­ко ослож­ня­ет. В этих усло­ви­ях Брюс­сель дела­ет все, что­бы тем, кто в 2016 году вдох­но­вил­ся рефе­рен­ду­мом по Brexit и тоже заду­мал­ся о выхо­де из ЕС, не повад­но было.

Вели­ко­бри­та­нию в сло­жив­шей­ся ситу­а­ции тоже мож­но понять: она реши­ла, что хочет жить сво­ей жиз­нью, без огляд­ки на дру­гих, но ее вынуж­да­ют де-факто оста­вать­ся чле­ном ЕС, соблю­дать его нор­ма­ти­вы и зако­ны либо полу­чить сво­бо­ду, но доро­го за нее пла­тить, то есть стать вас­са­лом.

Судя по тому, что бри­тан­ское пра­ви­тель­ство оце­ни­ва­ет шанс на заклю­че­ние сдел­ки с ЕС все­го в 20%, с боль­шой веро­ят­но­стью, с 2021 годом насту­пит жест­кий Brexit и все выте­ка­ю­щие из него послед­ствия.

Евге­ния Конда­ко­ва, Украина.ру

Обя­за­тель­но под­пи­сы­вай­тесь на наши кана­лы, что­бы все­гда быть в кур­се самых инте­рес­ных ново­стей News-Front|Яндекс Дзен, а так­же Теле­грам-канал FRONTо­вые замет­ки