Украинские «панцерваффе» остались без «Оплота»
Сотрудники ведущего украинского конструкторского бюро машиностроения имени А.А. Морозова, на протяжении десятилетий занимавшиеся разработкой перспективны образцов бронетехники, предупредили украинские власти о последствиях прямого столкновения ВСУ с российской армией
Украинское издание Defense Express опубликовало выдержки из письма бывшего главного инженера Харьковского завода имени Малышева, лауреата Госпремии Украины в области науки и техники Михаила Будённого и учёного секретаря Харьковского конструкторского бюро машиностроения имени А.А. Морозова (ХКБМ) Андрея Богача. Эксперты сравнивают количество и качество украинской и российской бронетехники и приходят к неутешительным для киевского режима выводам.
Так, отмечается, что на вооружении российской армии находится около 12.5 тысяч современных боевых танков, в том числе Т-72Б, Т-90, Т-80БВ, Т-80У, Т-80УД и их модификаций. Тогда как Украина имеет приблизительно 700 единиц танков Т-64Б, их модификации Т-64БМ «Булат» и Т-72Б, а более современных Т-84, БМ «Оплот», Т-80БВ и Т-80УД насчитывается в целом около 45 единиц. Проанализировав вероятность выигрыша в дуэльном поединке танков, состоящих на вооружении ВС РФ и ВСУ, украинские эксперты пришли к выводу, что 950 российских танков хватит для того, чтобы поставить украинские танковые подразделения на грань военной катастрофы.
Не лучше обстоит ситуация в ВСУ и с легкобронированной техникой, по количеству которой Украина уступает России примерно в 7,5 раз.
Как отмечает Defense Express, украинские учёные обозначили целый ряд первоочередных мер, которые позволят к 2023 году повысить уровень боеспособности украинских «панцерваффе». В их числе создание боевого модуля с огневыми возможностями, не уступающими российской БМП-3 и его адаптации на шасси украинской бронетехники типа БТР-4, БТР-3, БМП-2 и МТ-ЛБ и создание дистанционно управляемого ударного комплекса. Также предполагается разработать новую плавающую гусеничную БМП, провести исследовательско-конструкторскую работу по созданию унифицированного ряда четырёхтактных дизельных двигателей специального назначения и трансмиссий к ним, проведение модернизации ранее созданных основных боевых танков и начало работ по созданию перспективного танка, серийное производство которого должно быть налажено к 2030 году (ой, не факт, что к этому времени вообще будет существовать Украина и её «збройни сили», ой не факт!) и т.п.
В общем, если исходить из объективной реальности, то на реализацию всего этого у Киева вряд ли найдутся и средства, и возможности. Во всяком случае, в среднесрочной перспективе. А подтверждением тому служит незавидная судьба упомянутого в письме конструкторов украинского танка БМ «Оплот».
Год назад, посещая Харьковский танковый завод имени Малышева (ХЗТМ), уже вошедший в роль своего предшественника президент Украины Владимир Зеленский в буквальном смысле рвал и метал перед камерами, когда узнал, что с 2009 года был построен всего аж целый 1 (один!) танк для украинской армии, тогда как в советское время с конвейера ХЗТМ ежегодно сходило порядка 900 единиц боевых машин. Возмутили его и колоссальные долги по зарплатам на предприятиях украинской «оборонки».
Русофобия сгубила главный символ «незалежной» оборонки
Этим самым единственным украинским танком для ВСУ стал распиаренный ещё в начале 2000-х годов «Оплот», с которым долгие годы связывались надежды на будущее украинского танкостроения. Разработан он был харьковскими инженерами в конце 1980-х годов на базе танка Т-80УД, от которого «Оплот» отличался усовершенствованной системой управления огнём и наличием панорамического прицела командира. Двадцать лет назад в 2000 году танк «Оплот» был торжественно презентован украинской и международной публике на параде в честь «дня незалежности Украины». Однако обещанные тогда же руководством страны новейшие украинские танки до ВСУ так и не дошли. Причина банальная – отсутствие денег на закупки новой техники. В результате дошло до того, что предназначенная для эксплуатации в украинской армии партия «Оплотов» была отгружена обратно на родной завод, где на них начали срочно искать покупателя.
По крайней мере четыре танка были куплены в 2003 году Соединёнными Штатами под обозначением Т-80УД (не секрет, что американцы всегда проявляли неподдельный интерес ко всем советским разработкам военной техники). Ещё одним потенциальным приобретателем харьковских танков была Турция, специально для которой была создана боевая машина в модификации Т-84 «Ятаган» со 120-мм пушкой. Однако по итогам испытаний украинский «Ятаган» уступил немецким «Леопард 2А4», которые и были закуплены Анкарой. Принял участие в начале 2000-х годов украинский Т-84 и в тендере на поставки бронетанковой техники в Малайзию, где его конкурентами были российский Т-90С и польский РТ-91М Twardy (модернизированный советский Т-72М). В конечном итоге, малайзийцы отдали предпочтение танкам польского производства, несмотря на то, что в ходе испытаний они по многим показателям уступали и украинским, и российским боевым машинам.
В 2011 году украинскими танками «Оплот» заинтересовался Таиланд. Между Киевом и Бангкоком был заключён контракт на поставку 49 боевых машин. Первая партия «Оплотов» отправилась в далекую южноазиатскую страну незадолго до государственного переворота в Киеве. С большим трудом к началу 2018 года Украина сумела выполнить все обязательства по тайскому контракту и поставить все боевые машины. К тому моменту в Таиланде уже успели разочароваться в своём торговом партнёре и готовились потребовать неустойку.
В конце концов, на вооружение ВСУ новейший украинский танк был официально принят в мае 2009 года в модификации «Оплот-М». По данным The Military Balance, в 2016 году в рядах ВСУ числились порядка десяти «Оплотов». В то же время замкомандующего сухопутными войсками ВСУ по вопросам логистики генерал-майор Юрий Толочный в декабре 2017 года признал, что единственный состоящий на вооружении ВСУ танк «Оплот» числится в харьковском Институте танковых войск. Во всяком случае, достоверные данные о боевом применении этой машины в конфликте в Донбассе отсутствуют.
В сентябре 2017 года министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что в 2018 году танки «Оплот» поступят на вооружение ВСУ и будут отправлены в так называемую «зону АТО». Однако снова в ситуацию вмешалась «зрада». В июне 2018 года четыре танка «Оплот» принимали участие в международных танковых соревнованиях НАТО в Баварии (аналог российского танкового биатлона), где проиграли всухую американским «Абрамсам», немецким «Леопардам», британским «Челленджерам» и французским «Леклеркам». По признанию украинских танкистов, из четырёх боевых машин выстрелить смогла лишь одна, а на остальных в самый неподходящий момент отказала аппаратура. Кроме того, сказался крайне низкий уровень подготовки украинских танкистов, которых один раз пустили на тренажёры и один раз на полигон, где им удалось сделать только пять выстрелов, после чего хвалёный «Оплот» просто сломался.
Да и внезапно оказалось, что Украина попросту неспособна наладить производство не только новых танков, но и некоторых запчастей к ранее выпущенным боевым машинам. Причина банальна – значительная часть комплектующих на танки поставлялась… из России, официальное военное сотрудничество с которой было полностью разорвано горе-борцами с «российской агрессией».
«Что же касается вооружённых сил Украины, то ныне танк БМ «Оплот» проходит этап полной украинизации, с достаточно сложным, если учитывать формальные процедуры, процессом легитимизации новых компонентов в составе машины. Речь идет об импортозамещении российских составляющих. Когда завершится этот процесс и будет ли заказывать армия обновленный “Оплот” – вопрос пока без конкретного ответа», – писал на всё том же сайте Defense Express украинский военный эксперт Сергей Згурец в августе 2020 года.
На Украине изобрели «ржавый велосипед»
Впрочем, в Министерстве обороны Украины уже заявили, что намерены закупать модернизированные танки Т-64, которые были разработаны ХКБМ ещё в начале 1960-х годов и приняты на вооружение ещё Советской армии в начале 1967 года.
«Основным боевым танком вооруженных сил Украины является и в ближайшие годы будет Т-64. Сейчас идет опытно-конструкторская работа «Краб», которая предусматривает модернизацию танка таким образом, чтобы мы его могли эксплуатировать еще 25 лет», – заявил заместитель министра обороны Украины Александр Миронюк.
Комментируя заявления представителя Минобороны Украины, российский военный эксперт, обозреватель «Комсомольской правды» полковник в отставке Виктор Баранец отметил, что на сегодняшний день Т-64 не входит даже во вторую десятку танков мира. По мнению военного аналитика, никакая видимость модернизации не сделает этот танк соответствующим современным стандартам.
«Точно таким же образом можно сейчас расхваливать ржавый, но когда-то в Советском Союзе хорошо служивший велосипед. Подкрашенный, с добавлением пары-тройки прибамбасов ржавый велосипед», – провёл аналогию Баранец.
Чтобы убедиться в правоте обозревателя «Комсомолки», достаточно привести в пример модернизированный Т-64БМ «Булат». К началу 2014 года на вооружении ВСУ имелось 85 боевых машин этого типа, большинство из которых состояли на вооружении 1-й отдельной танковой бригады ВСУ (место постоянной дислокации – Гончаровское Черниговской области). По данным, которые приводит украинский военный эксперт Михаил Жирохов, на начало 2017 года было потеряно 18 «Булатов», в том числе три боевых машины попали в руки ополченцев ДНР и ЛНР. А в декабре 2017 года уже упоминавшийся нами генерал-майор ВСУ Юрий Толочный признавал неэффективность «Булатов» в реальном бою из-за их большого веса и слабого двигателя. По его словам, они были переведены в резерв и заменены обычными Т-64. Толочный также признавал, что потенциал модернизации этих устаревших танков практически исчерпан, но, как мы видим по прошествии трёх лет, ныне действующие руководители украинского Минобороны думают иначе.
Добавим, что серийное производство Т-64 было прекращено ещё за четыре года до обретения Украиной «незалежности» в 1987 году. Но учитывая, что на Украине ещё с советских времён на вооружении и на хранении осталось свыше 2000 танков Т-64 всех модификаций, сегодняшние потуги к их расконсервации и даже имитация модернизации не вызывает удивления. В то же время их можно расценивать как признание недееспособности «незалежной» украинской «оборонки», в том числе некогда прославленного на весь мир Харьковского конструкторского бюро машиностроения и завода имени Малышева, из недр которых в своё время появились лучшие советские боевые бронированные машины, в том числе легендарный танк Т-34.
И, разумеется, это окончательно ставит крест на распиаренной гордости украинского ВПК – танке «Оплот», которому выпала судьба стать «лебединой песнью» харьковского танкостроения, просуществовавшего без малого целый век и ставшего жертвой безграничной украинской глупости, жадности и садомазохистского желания предать огню собственную хату, лишь бы у соседа корова задохнулась.
Дмитрий Павленко, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки