Непрошеный визит: спецназ НАТО высадился на борту российского грузового судна

Как сообщили агентства, спецназ НАТО с фрегата F-459 Adrias ВМС Греции высадился на российское грузовое судно «Адлер» класса Ro-Ro, шедшее под флагом России в Средиземном море

Военные осуществили досмотр судна, мотивируя это проведением Евросоюзом операции Irini, направленной на соблюдение оружейного эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию. Как сообщается, экипаж «Адлера» согласился на проверку. В итоге на борту российского судна не было найдено подозрительного или запрещенного груза. Однако…

Солдаты входящих в НАТО военно-морских сил (ВМС) Греции высадились на российское грузовое судно «Адлер» в Средиземном море, сообщил СМИ представитель владеющей судном компании «НБ Шиппинг Компани». По его словам, корабль ВМС Греции связался с «Адлером» по радио 3 января. Военные запросили информацию о грузе и порте назначения корабля и заявили, что досмотрят его в рамках международной операции по пресечению незаконных поставок оружия Ливии.

«С военного вертолета на палубу судна высадились четверо военнослужащих ВМС Греции. После беседы с капитаном и визуального осмотра судна факта нахождения запрещенных грузов не установлено», — приводит заявление «НБ Шиппинг Компани» РБК. Уточняется, что после этого представители НАТО покинули борт.

«Дружеский» разбой?

В официальном Твиттере операции Irini об этом инциденте сообщается буквально следующее: «Корабль греческих ВМС Adrias под флагом операции Irini осуществил 63-й дружеский визит в рамках этой операции на торговое судно Adler. Операция Irini работает совместно с судоходными компаниями с целью освобождения Центрального Средиземноморья от нелегального траффика».

На сайте операции стран Евросоюза EUNAVFOR Med IRINI вместе с этим сообщением размещено также несколько фотографий с изображением происшедшего. На одной изображены греческие спецназовцы с флагами Греции и ЕС и два российских моряка с флагом России.

Судя по фото, процедура досмотра российского судна действительно проходила вполне мирно. Как сообщается, моряки вроде бы сами согласились на проведение досмотра. Однако сам факт высадки натовского десанта на торговое судно России – событие беспрецедентное.

«Если это произошло в нейтральных водах, то это грубое нарушение. — заявил первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров в эфире НСН. — Для Греции как страны НАТО это может закончиться очень печально. Если это в ее водах случилось, то вопрос решается по согласованию сторон. Чтобы проводить подобные рейды, надо иметь мандат Совета Безопасности. Я так понимаю, что у Греции его нет, как и у любой другой страны НАТО. Так что тут есть над чем поразмыслить сотрудникам МИД и представителям других структур», — отметил он.

Согласно информации морских навигационных и мониторинговых ресурсов, 7 января судно «Адлер» находилось возле египетского порта Александрия. Портом приписки судна «Адлер» является порт Санкт-Петербурга. Уточняется, что греческий фрегат F-459 Adrias совершил уже 63-й по счету выход в море в рамках выполнения миссии IRINI, в которой участвуют 27 стран. Однако до этого ни одно российское судно таким образом военными НАТО в международных водах не досматривалось. Как сообщают СМИ, МИД России готовит заявление по поводу инцидента.

Инциденты с «мирной» миссией

Евросоюз объявил о запуске операции EUNAVFOR Med — IRINI (в переводе с греческого — мир) в Центральном Средиземноморье 1 апреля 2020 года, завершиться она должна до 31 марта 2021 г. Заявленная цель операции — реализация эмбарго на поставки оружия в зону конфликта на территории Ливии, где бушует гражданская война, посредством применения воздушных, морских и спутниковых сил и средств. Мандат миссии позволяет осуществлять инспекцию судов в открытом море у побережья Ливии, предположительно перевозящих оружие или его компоненты. Командующим операцией назначен контр-адмирал итальянских ВМС Ф. Агостини, штаб-квартира операции находится в Риме. Запуск миссии стал возможен по итогам Берлинской конференции по Ливии, состоявшейся 19 января 2020 г. Ее участники помимо прочего обязались соблюдать и осуществлять эмбарго на поставки оружия в Ливию, установленное резолюциями Совета Безопасности ООН.

Операция IRINI пришла на смену миссии «София», которая осуществлялась странами ЕС с 2015 года. Но если основная цель «Софии» заключалась, в основном, в разрушении нелегальных морских сетей доставки беженцев на территорию Евросоюза, то миссия IRINI делает акцент на осуществлении эмбарго на поставки оружия в зону конфликта в Ливии и мониторинг нелегального экспорта нефти и нефтепродуктов.

Одновременно в центре внимания новой европейской военно-морской миссии находится подготовка Береговой охраны Ливии и оказания ей необходимого содействия.

Однако проведение этой операции осложняется серьезными разногласиями между ее участниками, прежде всего между Францией и Италией, имеющими по отношению к конфликту в Ливии разные цели. А также — присутствием в регионе военных кораблей Турции, которая уже создала в Ливии свою базу и претендует на свою долю при разведке огромных запасов углеводородов в этом районе Средиземного моря.

В этой связи в рамках миссии IRINI уже имел место ряд инцидентов. Так, в мае прошлого года греческие СМИ сообщили о перехвате грузового судна Cirkin, которое шло под флагом Танзании, но в сопровождении турецких военных кораблей. Турецкий эскорт потребовал право «суверенного иммунитета» для судна, находящегося под его охраной, не допустив досмотровую команду. Чуть позже попытку досмотреть турецкий конвой предпринял французский фрегат Courbet F-712. По версии французской стороны, в ответ на требования Courbet обозначить себя и дать пояснения о характере груза, на судне Cirkin отключили систему слежения, замаскировали свой идентификационный номер и отказались сообщить, куда оно идет. Таким образом, досмотреть судно снова не получилось. Более того, турецкий эскорт трижды облучал в течение 30–40 секунд французский фрегат при помощи РЛС управления огнем, что вызвало бурную реакцию с французской стороны.

Сомнительная эффективность

В этой связи, как отмечал Российский совет по международным делам (РСМД), «эффективность и успешность действий контингентов ЕС, выделенных для операции IRINI, с точки зрения урегулирования ливийского кризиса, продолжает вызывать вопросы. Несмотря на определенные достигнутые успехи, инциденты с участием турецких ВМС и кораблей, предоставленных для миссии ЕС, демонстрируют определенный «дефицит воли» со стороны командования IRINI, что в перспективе ставит под сомнение позитивную роль, которую могли бы сыграть силы EUNAVFOR MED для снижения интенсивности боевых действий в Ливии. В свою очередь привлечение возможностей НАТО к обеспечению оружейного эмбарго в условиях глубокой вовлеченности отдельных членов альянса в ливийский конфликт, а также наличие у них собственных, подчас противоположных интересов в части урегулирования кризиса, заведомо ставит под сомнение эффективность такого рода действий».

Российский МИД в свое время прокомментировал начало миссии IRINI следующим образом: «Деятельность операции должна полностью соответствовать международному праву, а также рамкам, установленным резолюцией 2292. Иные шаги требуют согласия Совета Безопасности ООН».

Отдельно было подчеркнуто, что «СБ ООН в 2016 г. своей резолюцией 2292 установил особый порядок инспекционных действий в открытом море у берегов Ливии. За это время в рамках созданного режима осуществлялись лишь отдельные досмотры подозрительных судов силами военной операции Евросоюза «София» — предшественницы IRINI. В целом эффективность «Софии» на данном направлении была низкой, а в течение последнего года работа её морского компонента была и вовсе приостановлена».

«ЕС решил помогать отслеживать соблюдение эмбарго на поставки вооружения в Ливию, это благородное дело. Но… мне кажется, что Евросоюз обязан прийти в Совет Безопасности и сказать: объявлено оружейное эмбарго, его нужно исполнять, мы — ЕС — хотим осуществить еще одну специальную операцию по контролю за соблюдением эмбарго, она содержит такие-то компоненты, просим СБ ООН поддержать наш подход», — отметил ранее министр иностранных дел РФ С. Лавров в ходе круглого стола в Фонде Горчакова.

Российские корабли тоже могут заняться «проверкой»

С другой стороны, специалистами высказывается мысль, что операция EUNAVFOR Med на деле может не только не способствовать ливийскому урегулированию, но и усилить противоречия внутри Евросоюза. Вместе с тем, комментируя действия кораблей НАТО в Средиземноморье, российские СМИ напоминают, что в конце декабря 2020 года начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Валерий Герасимов на брифинге для иностранных атташе сообщил, что антироссийская направленность мероприятий подготовки войск НАТО и провокационная деятельность альянса у российских границ усилились.

В свою очередь, замминистра обороны РФ генерал-полковник Александр Фомин отметил, что увеличившаяся активность авиации и военно-морских сил альянса около границ Российской Федерации может привести к серьезным инцидентам.

Также в декабре Североатлантический альянс обнародовал стратегический доклад «НАТО-2030: Единство в новой эре», в котором вновь обвинил Россию в «агрессивной политике».

«НАТО ведёт открытую и откровенную антироссийскую политику, угрожающую нашему суверенитету и независимости» , — считает военный обозреватель Виктор Литовкин. К этому задержанию и обыску масса вопросов. Во-первых, никого не смутило, что наш сухогруз шёл не в Ливию, а в Египет. Во-вторых, по мнению юристов по морскому праву, даже если инцидент произошел в водах Греции, в чем есть большие сомнения, он всё равно может быть истолкован как грубое нарушение морских конвенций.

В этой связи, комментируя инцидент с судном «Адлер», обозреватели отмечают, что после высадки натовского спецназа на российское грузовое судно российские боевые корабли могут аналогичным образом начать проверять суда государств НАТО, идущие в Ливию.

Владимир Малышев, Столетие

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки