Деградация газотранспортной системы Украины — вещь столь же предсказуемая, сколь и неизбежная
В прошлом году, как написал руководитель компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон в своей колонке в одном из украинских изданий, транзит уменьшился на 38% — до 55,8 млрд куб. м. Это самый низкий показатель за последние 30 лет. Макогон подчеркнул, что даже в 2014 году, когда кризис в отношениях между Россией и Украиной достиг пиковых значений, объём прокачки составил 62 млрд.
Пока Украина никак не пострадала от выпадения объёмов транзита, поскольку «Газпром» оплатил все забронированные на прошлый год транзитные мощности. Принцип «качай или плати», заложенный в договор, подписанный между Россией и Украиной в декабре 2019 года по настоянию украинской стороны, предполагает, что деньги, внесённые за транзит, остаются у транзитёра вне зависимости от прокачанного объема газа.
Однако в этом году ситуация может серьёзно измениться. Москва рассчитывала к концу 2020-го завершить строительство «Северного потока — 2», однако из-за американских санкций этого сделать не удалось. С высокой долей вероятности трубопровод будет введён в эксплуатацию в этом году, хотя даже после завершения технических работ страсти вокруг него не улягутся. Тем не менее, несмотря на все усилия Вашингтона, газ по этому маршруту рано или поздно пойдёт обязательно, поскольку без дешёвого российского топлива экономика Европы, прежде всего Германии, неконкурентоспособна.
Кроме того, запущена первая нитка «Турецкого потока». А это означает, что Украина не досчитается в новом году 15 млрд транзита. На новый маршрут будут перераспределены объёмы газа для Венгрии, Сербии и Хорватии. Это закономерное решение. Украинские тарифы на транспортировку непомерно высоки, поэтому Россия использует любые возможности поставок газа по обходным веткам.
Проблема ещё и в том, что украинская ГТС крайне изношена. Проводившийся пару лет назад аудит пришёл к выводу, что для ремонта и модернизации системы требуется порядка $4 млрд. Таких денег в украинском бюджете нет. Выход из строя ключевых технологических узлов — вопрос времени. Естественно, с таким ненадёжным партнёром российскому газовому гиганту работать не слишком комфортно. Подписание пятилетнего контракта было главным образом политическим решением. Москва пыталась установить деловые отношения с новой украинской властью в расчёте на то, что удастся улучшить отношения с Киевом. Этого не произошло.
Команда Владимира Зеленского продолжила курс Петра Порошенко на конфронтацию с Россией. Соответственно, выдавать Украине авансы в виде выгодных контрактов не имеет никакого смысла.
Есть и ещё один фактор, который даёт основания прогнозировать дальнейшее, критическое для украинского бюджета, падение транзита. «Газпрому» намного интереснее китайское направление и премиальные рынки Юго-Восточной Азии, которые сейчас активно осваиваются.
В общем, дела у Киева обстоят не слишком хорошо уже сейчас. А по истечении газотранспортного договора в 2024 году могут оказаться совсем аховыми. Это почти неминуемый исход, поскольку никаких резонов у Москвы предоставлять украинским партнёрам экономические преференции не осталось. Разве что украинская власть внезапно кардинально изменит свою политику по отношению к России и начнёт устанавливать добрососедские отношения. Увы, такая перспектива даже не просматривается.
Андрей Бабицкий, RT
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки