Байден готовит новую политику в Ираке и в Афганистане

WASHINGTON, DC – JANUARY 26: U.S. President Joe Biden speaks about his racial equity agenda in the State Dining Room of the White House on January 26, 2021 in Washington, DC. President Biden signed executive actions Tuesday on housing and justice reforms, including a directive to the Department of Justice to end its use of private prisons. (Photo by Doug Mills-Pool/Getty Images)

Американское издание The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники в Пентагоне сообщило, что Вашингтон может пересмотреть решение о сокращении численности американских войск в Афганистане и Ираке

При этом уточняется, что администрация нового президента США Джозефа Байдена решила поставить вопрос ребром: «Оценить стратегическую роль в двух конфликтах и лучше понять нынешнее положение дел касательно операций в обеих странах».

В этом просматривается серьезная подоплека. Прежде Байден, будучи на разных должностях — председатель комитета Сената США по международным отношениям, вице-президент, ныне президент, — по-разному оценивал конфликты в указанных выше странах, хорошо владея ситуацией. Он не показывал себя сторонником полномасштабного военного присутствия в Афганистане. Выступая в 2012 году на теледебатах с кандидатом на должность вице-президента США от Республиканской партии Полом Райаном, Байден говорил следующее:

«Мы ведем эту войну уже более 10 лет. Наша задача почти выполнена. Теперь мы занимаемся тем, что ставим правительство в Кабуле в положение, при котором оно само сможет обеспечивать собственную безопасность. Это их ответственность, а не Америки».

Когда США в 2003 году начали вооруженное вторжение в Ирак, Байден сначала демонстрировал свою непричастность к этой войне, хотя потом за нее голосовал.

Тем не менее складывается устойчивое ощущение, что многое в будущей политике Вашингтона в отношении Афганистана и Ирака будет определяться глубиной анализа ситуации в этих странах и регионе в целом, поскольку среди определенной части американских и западных экспертов популярны суждения, будто «с начала 2000-х годов на Ближнем Востоке какая-то неведомая сила вела США по ложному следу». Так, «Аль-Каиду» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Афганистане не нашли, а в Ираке не оказалось оружия массового уничтожения. Объединяет в широком смысле события в двух странах фактор военного вторжения. Опыт показал, что задачи построения мира и демократическая реконструкция Афганистана и Ирака чрезвычайно сложны, что во многом определяется историческими обстоятельствами. В этой связи обозначим важные моменты, которые представляются наиболее значимыми.

После окончания антитеррористической операции в Афганистане американцы вместе с другими участниками антитеррористической коалиции предприняли попытку формирования новой централизованной администрации. Ничего не вышло. Фактически страна сейчас остается раздробленной, и все попытки Кабула стабилизировать обстановку не приносят значимых результатов.

Для Афганистана характерна широкая этническая разнородность: первыми по численности всегда были пуштуны (62,73%), затем — таджики (12,38%), хазарейцы (9%), узбеки (6,1%), туркмены (2,69%), аймаки (2,68%). Остальные малые этнические группы вместе составляют еще 4,42% (около 1 млн человек). В сложившихся условиях консолидировать страну способен лишь жесткий авторитарный режим, а не демократический. К тому же в ней нет сильной политической элиты такого уровня, который позволял бы иметь повсеместное влияние.

Парадокс в том, что на это способен только «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Но его свергли, хотя движение добилось в свое время определенных успехов в деле централизации политической системы. Не случайно администрация президента США Дональда Трампа вела с талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) диалог и подписала некоторые соглашения об условиях вывода американских войск из Афганистана. Так что Вашингтон потенциально спроецировать афганский опыт на Ирак мог бы в том случае, если будущее обустройство этой страны обсуждалось с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), поскольку в Афганистане и Ираке единое государство и нация так и не сформированы.

В частности, в Ираке, по оценке экспертов, «даже распространенное трехчленное деление иракского населения на шиитский юг, суннитский центр и курдский север не отражает всей сложности картины». И в нем только сильный централизованный авторитарный режим способен гарантировать единство и стабильность страны, поскольку консолидация по национальному признаку неприменима, как в целом и по конфессиональному, если иметь в виду разделение населения на шиитов и суннитов. В Ираке, как и в Афганистане, отсутствует сильный политический лидер, способный консолидировать население и направить общественный процесс в нужное русло. Иракский эксперимент по демократизации США провалили, предложенные американцами схемы не работают. В двух странах война фактически не остановлена, а присутствие на их территории оккупационных войск провоцирует рост и распространение терроризма.

Трамп пытался вырваться из этого заколдованного круга. Получится ли у Байдена, который наверняка вынужден будет что-то предпринимать, чтобы свернуть оставленное ему Трампом внешнеполитическое наследие, как это сделал сам Трамп с наследием Барака Обамы?

В этой связи американское издание Foreign Affairs считает, что «если Байден хочет, чтобы его президентство было успешным, ему нужно быть гораздо смелее в Ираке и в Афганистане». В противном случае его там «заманят в ловушку точно так же, как и его предшественников». Но в первые сто дней у него будет две ограниченные по времени возможности сделать это. Во-первых, он может возобновить заключенную в 2015 году ядерную сделку с Ираном и разрядить напряженную ситуацию в преддверии президентских выборов в Иране, которые состоятся в июне. Во-вторых, определиться в своих отношениях с «Талибаном» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) уже к маю, и пересмотреть свою политику в Ираке.

На всех этих направлениях, считает Foreign Affairs, «Байдену придется играть по-крупному, иначе его усилия потерпят неудачу». Пока же Белый дом пытается усвоить уроки и сделать для себя правильные выводы, чтобы добиться быстрых и надежных положительных результатов.

Станислав Тарасов, ИА Regnum

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки