Политический процесс в Армении: акторы и их интересы

Мои друзья и коллеги уже запутались в политических джунглях, которые можно наблюдать в Армении. Предлагаю взглянуть на базовые установки, от которых можно отталкиваться

Действующая власть. Условно «коллективный Пашинян». К ней относятся все силы, ставшие бенефициарами бархатного переворота. Ее основная задача (как и любой системы): самосохранение и развитие. Сегодня самосохранение является ключевой, а во многом даже единственной задачей власти. Ее уход напрямую связан с рисками для физической безопасности (вскрытие коррупционных схем и принятие антинациональных шагов, которые привели страну к катастрофе). Она максимально оттягивает выборы по ряду причин. Главная из них: по их итогу у неё не будет монополии (конституционного большинства), поэтому приходится договариваться со всеми. Даже теми силами, ненависть к которым стала основой ДЛЯ легитимности.

Оппозиция. Это также собирательный образ. Среди неё много сил, которые не имеют отношения к «старым». Разношёрстная аудитория. Внутри неё есть несколько блоков: более радикальный, требующий незамедлительной отставки премьера с командой, и компромиссный блок, который готов на уступки, чтобы выторговать больше кресел в парламенте. Последние-те самые политиканы, которые думают исключительно о корпоративных интересах. Первые-национальная сила.

Почему они не идут на компромисс? До тех пор, пока власть контролирует ключевые информационные потоки и имеет колоссальный админресурс, шанса на честную борьбу нет. Поэтому необходим переходный орган, основной задачей которого является проведение внеочередных выборов.

«Компромиссный блок» готов пойти на выборы хоть завтра, если власть даст гарантии нужного количества мест в парламенте. Что касается общей задачи, то оппозиция старается использовать протестный потенциал, чтобы принудить власть пойти на выборы. Ключевое слово-«старается». Для победы нужны ресурсы. Однако то количество сил и средств, которые тратит оппозиция, ничтожно малы. Власть по скидке не продаётся. Оппозиция старалась максимально капитализировать демарш Армии: затягивать процесс решения по Начальнику Генштаба, чтобы больше людей выходило на улицы. Поэтому требовали от Президента направить предложение по его отставке в Конституционный суд (КС).

Президент. Отличительная черта от других сил-самостоятельный игрок, а не коллективный. Многие ошибочно считали, что он поддерживает то власть, соглашаясь с кадровыми назначениями, то оппозицию, отказываясь соглашаться с предложениями премьера. Поэтому решение по Начальнику Генштаба сначала было встречено ликованием со стороны оппозиции, а затем с разочарованием, когда он не направил предложение по отставке в КС.

Ситуация была следующая: у Армии не было никакого плана, оппозиция желала затянуть время, власть начала паниковать, поскольку земля уходила из-под ног. Этот кризис необходимо было разрешить. Президент был главными ответственным как гарант Конституции. Судя по действиям, позиция Президента заключалась в следующем: кадровое предложение на Начальнику ГШ может быть неконституционным, он не согласен с ним, поэтому отказался подписать. Затем направил в КС закон, на основе которого принимаются подобные решения. Если КС примет решение, что он противоречит Конституции, то все решения в отношении военных можно будет легально пересмотреть. Направив в КС кадровое предложение, он затянул бы кризис, играя на стороне оппозиции. Не стоит забывать и о другой позиции Президента: в конце прошлого года он открыто заявил о необходимости отставки премьер-министра и правительства. Таким образом, отказываясь подписывать предложения (последнее было по новому НГШ, Артаку Давтяну), Президент старается оказать давление на власть с целью принудить пойти на выборы.

Сергей Мелконян

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки