Украинские националисты диаспоры в США давно рассматривали вопрос предоставления им гражданства Украины, как дополнительного способа контроля над украинской властью
Речь идёт исключительно о втором гражданстве – отказываться от гражданства Соединённых Штатов никто не намерен.
Разумеется, представители диаспоры со времён получения независимости попадали на высокие посты настолько часто, что это можно назвать регулярным явлением. Чего только стоят руководители министерств – Роман Зварыч и Уляна Супрун, фактически официальные проводники воли США в правительстве Украины. Но этим им приходилось притворяться, что они отказались от американского гражданства, врать и выкручиваться. Большинство националистов диаспоры не желают таких неудобств.
Хотя разговоры о втором гражданстве ведутся давно, диаспора особые надежды связывала с президентами Ющенко и Порошенко. Но ближе всех к реализации давней мечты националистической диаспоры подошёл Владимир Зеленский, против которого эта диаспора активно выступала на выборах, разоблачая его как «агента Кремля». Однако Владимир Александрович решил, что слыть «агентом Белого дома» на Украине куда комфортнее и безопаснее, чем «агентом Кремля».
Тем не менее идея двойного гражданства встретила сопротивление и в президентской политической силе. Тут сразу надо оговориться, что власти Украины сразу же отбросили идею двойного гражданства для граждан РФ. Все официальные лица дружно заявляют, что на «страну агрессора» принцип двойного гражданства распространяться не будет. Речь идёт лишь о США и ЕС, а также о странах НАТО, не входящих в ЕС. Поэтому споры идут исключительно о странах Западного мира. Но и Зеленский, и руководство партии «Слуга народа» понимают, что диаспора, получив вожделенное двойное гражданство, будет голосовать не за них, а за их конкурентов. Прежде всего, за Петра Порошенко и его партию. Ведь на предыдущих выборах Порошенко победил Зеленского в большинстве стран, членам диаспоры которых планируют предоставить украинское гражданство в качестве второго. И если на предыдущих выборах голосование за границей не оказывало значительного влияния на общий расклад, то в случае предоставления двойного гражданства количество украинских избирателей за границей возрастёт на порядок, а то и на два. Речь идёт, по самым скромным подсчётам, о миллионе избирателей. А на деле их может быть гораздо больше. А ведь ещё свежи воспоминания, что президент Молдавии Игорь Додон проиграл выборы не в последнюю очередь благодаря избирателям диаспоры, для которых страны Запада даже обеспечили организованный подвоз на автобусах к участкам для голосования.
И хотя Зеленский и его ближайшие соратники, не разделяют политических взглядов Додона, они прекрасно понимают, что появление миллиона избирателей за границей закончится для них катастрофой на ближайших же выборах. Поэтому вокруг второго гражданства развернулась ожесточённая дискуссия.
Чаще речь идёт не о самой идее, а о механизмах её реализации. Скорее всего, Зеленский уже дал обещание Штатам ввести второе гражданство для диаспоры и теперь пытается лишь ослабить негативные последствия этого шага для себя и «слуг народа».
Правда, в стане президента есть и явные противники идеи. Это прежде всего спикер парламента Дмитрий Разумков.
Хотя считать этого политика находящимся в «стане президента» сейчас можно с большой натяжкой. Он ведёт самостоятельную игру. Правда, не исключено, что это – отвлекающий манёвр правящей верхушки. Ведь после победы Джо Байдена на выборах президента США Владимиру Зеленскому, чтобы сохранять лояльность нового хозяина, приходится доказывать, что он будет служить Штатам не хуже Петра Порошенко. Поэтому Зеленский резко усилил прозападную и антироссийскую риторику, предпринял ряд радикальных шагов, на которые не решался даже Порошенко. Радикальных националистов Зеленский привлечь на свою сторону всё равно не смог, что воочию показали беспорядки у здания офиса президента в конце марта. Отсюда электоральные потери. Понятно, что часть избирателей Зеленского, как показывает социология, переходит к «Оппозиционной платформе – За жизнь» и Партии Шария, но далеко не все. Есть немалая прослойка электората, которая не поддерживает ни националистический, ни пророссийский курс. Зеленский эту прослойку теряет. А вот Разумков может её перехватить. И пока неизвестно, самостоятельная ли эта игра или часть новой стратегии «Слуги народа».
За полтора года руководства Верховной радой, Разумков показал себя спокойным и взвешенным политиком. Именно таким, какой нужен избирателям, которые не принимают ни оголтелых националистов, ни тех, кто ориентируется на Москву и Вашингтон. Не воспользоваться ситуацией для него было бы просто глупо. Тем более что украинским магнатам сегодня тоже пришёлся бы по душе некий «проект средней линии». Какое из двух вышеприведённых соображений верно, покажет время. Но, так или иначе, Разумков последовательно проводит эту «среднюю линию». Он, например, жёстко пресекает попытки выступать на русском языке не только на пленарных заседаниях, но и на других официальных мероприятиях парламента. С другой стороны, Разумков позволяет себе осторожные высказывания по той же языковой проблеме, заявляя о возможных (хотя на деле чисто символических) послаблениях для русского языка. Чем вызывает лютый гнев националистов.
А на заседаниях СНБО, который президент Зеленский превратил в карательный орган власти, Разумков практически единственный позволяет себе иногда не голосовать за санкции. И здесь он выдерживает «среднюю линию»: спикер не голосует против, а предпочитает воздерживаться и объясняет свой поступок исключительно юридическими, а не политическими мотивами. 30 марта Разумков позволил себе даже мягко оспорить указ Зеленского от 27 марта об отмене указа Януковича о назначении судей Конституционного суда, которые, по мнению президента, «создают угрозу государственной независимости и национальной безопасности Украины, что нарушает Конституцию Украины, права и свободы человека и гражданина».
В ответ на это Разумков заявил, что только Конституционный суд может определить конституционность указов президента об отстранении судей этого же суда.
Так и в вопросе о двойном гражданстве Дмитрий Разумков заявил, что он против этого.
«В Конституции закреплено, что у нас единое гражданство, – заявил спикер украинского парламента. – Если мы меняем главный закон Украины, это одна история. Если мы начинаем изменять законы, которые находятся ниже Конституции, это другая история. Моё личное мнение – гражданство должно быть одно».
Однако, невзирая на Конституцию Украины, Зеленский ввёл своим указом в действие решение СНБО «О неотложных мерах по противодействию угрозам национальной безопасности в сфере гражданства». Фактически в нём говорится о принятии Украиной двойного гражданства де-факто.
«Согласно этому решению СНБО, Кабинет министров вместе с Центральной избирательной комиссией и Службой безопасности Украины должны в двухмесячный срок провести инвентаризацию и проанализировать законодательство Украины по вопросам, связанным с двойным (множественным) гражданством. В частности, необходимо установить наличие или отсутствие правовой определённости запрета гражданам Украины, которые имеют гражданство (или подданство) иностранного государства, занимать определённые государственные и политические должности или выполнять функции государства или местного самоуправления», – говорится в решении СНБО.
По результатам этой аналитической работы в шестимесячный срок планируется внести в парламет законопроекты, регулирующие отношения с гражданами Украины, имеющими подданство иных государств.
Лицам, имеющим двойное гражданство, планируют запретить работать в государственных органах и органах местного самоуправления; занимать руководящие должности на стратегических объектах государственной собственности; иметь допуск к государственной тайне; входить в состав избирательной комиссии, быть официальным наблюдателем или проводить предвыборную агитацию на выборах; состоять политической партии. По имеющейся информации лицам с двойным гражданством планируют также запретить голосовать на выборах.
Представители власти оправдывают эти меры борьбой с гражданами Российской Федерации, имеющими украиинский паспорт. Но на самом деле они так же опасаются, что после введения двойного гражданства, чего так долго добивается диаспора, будет перекроено электоральное поле Украины.
Секретарь СНБО Алексей Данилов заявил:
«Мы движемся к цивилизованным странам, разрешающим двойное гражданство. Но для нашей страны есть определенные вызовы. Вызовы связаны с тем, что, к большому сожалению, Российская Федерация в своё время использовала этот инструмент, когда у нас руководитель Службы безопасности Украины, министр внутренних дел, министр обороны, руководитель Генерального штаба были гражданами Российской Федерации. Мы не можем этого допускать в будущем. У нас есть определенные вызовы по другим странам. Поэтому мы сегодня приняли решение — в течение двух месяцев Кабинет министров должен предложить законопроект, который позволит нам чётко понимать тех лиц, имеющих двойное гражданство… В течение двух месяцев Кабинет министров должен предложить такое предложение Верховной раде. А Верховная рада должна принять соответствующий законопроект, чтобы мы имели возможность верифицировать всех граждан Украины. Речь будет идти обо всех гражданах Украины. Обо всех гражданах Украины мы будем иметь информацию, имеют ли они двойное или множественное гражданство».
Появилась информация, что после принятия закона о двойном гражданстве всем, кто имеет гражданство Российской Федерации, предложат добровольно зарегистрироваться и отказаться от избирательных прав или публично отказаться от гражданства РФ. Тех, кто не сделает это в указанный срок, привлекут к уголовной ответственности за сокрытие информации и «пособничество государству-агрессору». Таким образом власть берёт граждан, как говорится, на испуг. Рассчитывая, что под страхом уголовного преследования, они побегут регистрироваться и лишатся гражданских прав или будут массово отказываться от гражданства РФ.
А вот что заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба: «Есть одно исключение — это государство-агрессор, с ним не может идти речи ни о каком двойном гражданстве… Мы планируем разрешить двойное гражданство со странами Европейского союза, странами «Пяти глаз» (это США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия. — С.Б.), то есть со странами мира, которые являются для нас дружественными, которые не представляют для нас никакой угрозы, и список этих стран будет калиброваться. Будет зависеть от некоторых критериев».