Очень похоже на то, что наши западные «партнеры» приступили к практической отработке массированного вторжения своей палубной авиации в Черное море без прохода авианосцами турецких проливов
Поскольку сообщение о боевом применении «на этой неделе» палубных истребителей F-35B «против объектов террористической группировки «Исламское государство*» на Ближнем Востоке», поступило из относительно ответственных СМИ, а не от такого, например, днища, как издание Авиа.про, то можно допустить, что такой факт действительно имел место. А поскольку на том вся информация об этом ударе исчерпывается, то нам не остается ничего иного, как напрячь «извилины» и достроить картину событий на основании собственной эрудиции.
Итак, что мы имеем по этому поводу сообщить?
Первое. Удар по объектам ИГ на Ближнем Востоке был нанесен с британского авианосца HMS Queen Elizabeth (R08), который в это время находился в Восточном Средиземноморье. Это ровно то, о чем сообщили СМИ.
Второе. Указанные объекты ИГ, предположительно, находились в Ираке. Объясняю, почему не в Сирии. На территории САР развернута очень мощная российско-сирийская система контроля воздушного пространства и противовоздушной обороны. В связи с этим англо-американская операция против целей ИГ в Сирии, особенно в случае отсутствия её официального согласования с властями этой страны, а оно крайне маловероятно, была бы сопряжена с немалым риском. Кроме того, даже в случае простого пролета над территорией САР, новейшие американские палубные истребители «стелс» F-35B впервые появились бы на экранах российских радаров (у ВВС Израиля нет F-35B, только F-35А) а их так называемые «сигнатуры» и прочие особенности обнаружения таковых, сразу бы перестали быть «военной тайной».
Между тем, американцы очень ревностно относятся к подобным вещам. О чем свидетельствует первый опыт боевого применения тех же F-35B. Тогда для этой цели был избран Афганистан. Долететь до него, без дозаправки в воздухе, этот самолет никак не мог.
Тем не менее, выбрали именно эту страну. Не в последнюю очередь потому, что там напрочь отсутствует какая-либо система ПВО, способная угрожать F-35B. Вот почему и в этом случае, они, скорее всего, обошли Сирию стороной, имея целью удар по территории Ирака, где силы боевиков точно так же не располагают эффективными средствами ПВО.
И, наконец, третье и самое интересное. Возникает резонный вопрос – зачем понадобилась все эта хитрая спецоперация, которая очень напоминает попытку дотянуться до левого уха левой рукой вокруг головы. Ведь у США на Ближнем Востоке и без того всего хватает, в том числе и сухопутных аэродромов с соответствующими боевыми средствами – от тяжелых истребителей F-15 до «стратегов» В-1В включительно. А тут воздушный удар с палубы авианосца. Причем даже не американского, а британского. Да еще и в обход не вполне дружественных территорий. И все это, якобы, только для того, чтобы напомнить полумифическому ИГ о существовании могучей Англосаксонской империи? Как то не верится!
Но тогда к чему весь этот кордебалет? Чтобы показать, как американские F-35B бодро стартуют с палубы британского авианосца? Но ведь точно такие же самолеты, только с британскими опознавательными знаками и без того штатно базируются на этом корабле. Так что «фишка» явно не в этом.
Если же целью было продемонстрировать возрождение англо-американского «боевого содружества», то куда логичней это было бы сделать на Дальнем Востоке, рядом с Китаем, куда, собственно, и направляется эта эскадра. Ведь именно Китай, по официальной версии англосаксов, является их главным геополитическим оппонентом. Вот и пугали бы его, а не химерическое ИГ, про которое все уже и думать забыли. В общем, опять не срастается.
А теперь внимание, правильный ответ. Вернее я так думаю, что он правильный. Имею право! Взгляните на эту карту.
До объектов ИГ в Ираке в обход Сирии американским палубникам примерно 1000 или больше километров. Боевой радиус действия F-35B меньше 900 км. На самом деле еще меньше, потому что при взлете с палубы этому самолету приходится выбирать между полным боекомплектом и полным запасом топлива. То есть, по любому, удар по Ираку из восточного Средиземноморья это операция с дозаправкой F-35B в воздухе.
А теперь представим себе, что тот же авианосец, которому согласно знаменитой конвенции Монтре, категорически запрещен проход в Черное море через турецкие проливы, переместится поближе к северной Греции. И те же F-35B стартуют с его палубы не в юго-восточном, а в северо-восточном направлении.
Что в результате получится? А получится то, что при свободном пролете через воздушное пространство натовских Болгарии и Румынии, и с той же дозаправкой в воздухе, американо-британская палубная авиация обретает возможность оперировать над Черным морем, куда авианосцам западных держав вход строго воспрещен.
Таким образом, есть основание считать, что трюк с ударом по «объектам ИГ» понадобился для того, чтобы, на примерно одинаковых дальностях и с учетом той же операции дозаправки в воздухе, отработать прорыв англосаксонской палубной авиации, фактически, всего их авианосного флота в Черное море. Сделать это напрямую в этом море они, видимо, не решились, по соображениям высокой политики и в видах недавнего саммита. Тем не менее, США и Великобритания прямо на наших глазах потренировались в том, как их авианосцы, даже не заходя в Черное море, могут стать там реальной боевой силой.
Почему это может быть важно, притом, что у НАТО вполне достаточно и сухопутных аэродромов в причерноморских странах? Ответ вполне очевиден. Дополнительная, причем довольно серьезная, возможность оперативного наращивания своей воздушной мощи над Черным морем, за счет палубной авиации, сама по себе имеет для НАТО немалую стратегическую ценность. Особенно с учетом того, что именно палубная авиация США является наиболее боеготовой частью их воздушных сил, а роль авианосцев в Черном море до сих была нулевой.
Не стоит сбрасывать со счетов и политико-психологическое значение того факта, что конвенция Монтре о режиме черноморских проливов, в этом случае де-факто утратит свою силу. Во всяком случае, в качестве значимого препятствия для неограниченного наращивания западного военного потенциала в черноморском бассейне.
Все это, согласитесь, выглядит куда более заманчиво для натовских стратегов, чем идея притащить в восточное Средиземноморье целую авианосную флотилию, чтобы гонять боевиков ИГ по пустыне.
Косвенным подтверждением явной антироссийской направленности этих военных приготовлений, является недавняя переброска в Сирию российских дальних бомбардировщиков Ту-22М3, хорошо известных, как «убийцы авианосцев». В случае угрозы реальных боевых действий именно эти самолеты могут стать серьезным препятствием для развертывания авианосцев НАТО в тех акваториях, откуда они смогли бы отправлять свои самолеты в небо над Черным морем.
И в качестве «вишенки на торте», равнозначной определению подлинного смысла этой воздушно-морской операции, напомню, что она было осуществлена всего за пару дней до начала крупнейших военно-морских учений НАТО «Си бриз-2021» в водах Черного моря, антироссийская направленность которых не видна только слепому. Такие совпадения случайными не бывают.
Юрий Селиванов, специально для News Front
* — запрещенная на территории России организация
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки