Душа и права человека как фактор мировой политики на саммите президентов России и США

Душа и права человека как фактор мировой политики на саммите президентов России и США

Прошедшая встреча президентов США и России в Женеве запомнилась не только обсуждением актуальных международных вопросов, но и своего рода политико-философской дискуссией на тему души и прав человека

Сей спор, проявившийся в том числе на пресс-конференциях обоих президентов, может показаться неожиданным и отвлеченным только на первый взгляд. На деле за ним стоит никуда не исчезнувшее стремление американцев доказать свое особое место среди народов и, соответственно, право на управление ими. И если средств реальной политики для этого не хватает из-за увядающей экономики и не сильно боеспособной армии, несмотря на все чудовищные вливания в нее, в ход идет идеология, вплоть до сферы и вовсе ирреальной.

На пресс-конференции В. Путина американские корреспонденты не столько вопросительно, сколько навязчиво-утвердительно (суггестивно), в духе американской журналистики напомнили российскому президенту слова Байдена о том, что он не видит души в своем российском коллеге. Впервые нынешний глава Белого дома заявил об этом десять лет назад, недавно вновь повторил. На аналогичные вопросы на собственной встрече с абсолютно ему лояльной прессой из США (сторонников Трампа там точно не было) он лишь опять утвердительно хмыкал. При этом Байден разразился восторженным панегириком по поводу исключительных полномочий американцев повсюду в мире «отстаивать права человека». Их склонность и «святая обязанность» к этому якобы заключена в их истории и даже ДНК или генокоде. То есть, можно сказать, в душе, в то время как у других данная субстанция вообще отсутствует.

«В отличие от других стран, включая Россию, – заявил Байден, – мы являемся уникальным продуктом идеи». Между тем мало кто из россиян согласится с тем, что в истории их страны был «дефицит идей». Скорее переизбыток.

Имеющий ирландские корни Байден заявляет себя ревностным католиком, регулярно посещает мессы, причащается. Впрочем, от причастия Конференция католических епископов США может его за поддержку абортов и отлучить. Однако это не единственный грех американского президента. Ему следовало бы напомнить, что отрицание души у других людей – это ересь и основа расизма в чистейшем виде. С точки зрения всех течений христианства бессмертной душой наделен каждый человек. Другое дело, что это за люди: бывают честные и открытые, а бывают двуличные и лицемерные.

Конечно, президент России мог указать на ересь утверждений и самого Байдена, и ассистировавших ему журналистов, «посрамив дьявола». Крах саммита и нешуточная обида со стороны американского президента с его утилитарными взглядами на веру были бы гарантированы. Однако российский лидер сделал это гораздо тоньше. В ответе на вопрос о душе он вспомнил рассказ президента США о своей маме. Посыл понятен, все люди, рожденные матерями, наделены душами по этому праву. И тут не должно быть никаких спекуляций. Дошло ли до Байдена? Не известно. Но быть может дойдет до его духовника.

Расистский характер рассуждений об отсутствии души у политических противников и предопределенности «укорененного в ДНК» права американцев поучать другие народы поражает. Особенно на фоне того, что происходит в Америке, и того, что было в ее истории.

Ведь эти рассуждения не просто фигура речи. За ними многовековой опыт завоеваний и покорений, когда предполагаемую жертву дегуманизировали, лишая ее человеческих свойств и заглушая этим собственную совесть.

Достаточно вспомнить истребление в Америке индейцев, которых, прежде чем уничтожить, объявляли дикарями, лишёнными души.

Нечто похожее происходило и с чернокожими уроженцами Африки, о которых продававшие их на невольничьих рынках Америки работорговцы также говорили как о существах, лишенных души. А в изначальном варианте «демократического Святого писания» – Конституции США – они упоминались как «неодушевленные вещи или предметы».

Одним из главных авторов этой конституции и яростным рабовладельцем был считающийся предтечей «защиты прав человека» Томас Джефферсон. Именно он призывал науку определить «очевидную неполноценность» чернокожих.

Как быть с этой частью американского исторического наследия? Или каким-то попирающим все естественнонаучные и общественные законы образом такие деяния в ДНК американцев не вошли? Едва ли. Об этом говорят нынешние расовые волнения на улицах городов США, вылившиеся в создание движения «Чёрные жизни имеют значение» (BLM). Да и на международной арене верхи Соединенных Штатов продолжают выступать, по существу, с расистской повесткой, не замечая каким лицемерием от нее разит. Впору создавать новое движение «Неамериканские души имеют значение» (NSM).

Русский религиозный философ отец Сергий Булгаков в своей работе «Расизм и Христианство», написанной им как ответ на появление известной книги А. Розенберга «Миф ХХ века», указывал на опасность выдвижения всякого рода концепций «одного избранного народа, составляющего соль земли».

По его словам, относящимся к тому времени, но актуальным и сейчас, это новое воинствующее национальное человекобожие исповедует себя так: «Бог, которого мы почитаем, не существовал бы, если бы не существовала наша душа и наша кровь». Он же выступал за духовное единство человеческого рода, или «перво-Адама».

Достаточно карикатурными выглядели в Женеве и упреки Байдена по поводу несоблюдения прав человека в России, когда ему в ответ предъявлялись данные о куда более широких и серьезных явлениях подобного рода в жизни США – от тюрьмы в Гуантанамо до массового преследования демонстрантов, вошедших в Конгресс. Если вспомнить «великие дискуссии» о правах человека периода противостояния сверхдержав США и СССР, то козыри американской стороны тогда выглядели куда как весомей нынешних.

Нынешние «знаменосцы» Запада в «борьбе за права человека в России» не выдерживают никакого сравнения с фигурами лауреатов Нобелевской премии А. Солженицына, прошедшего ГУЛАГ, и А. Сахарова, как бы к ним ни относиться. Да и американские СМИ того времени были более открытыми и интересными, чем казавшиеся многим скучными передовицы газеты «Правда». Однако, как известно, история неизбежно повторяется один раз в виде трагедии, а другой – фарса. «На безрыбье и рак – рыба»! А американская журналистика, что показало поведение ее представителей и в Женеве, превращается в заунывный и убогий примитив. Даже газета «Правда» была интересней!

Дмитрий Минин, Столетие

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки