Хозяйственный суд Николаевской области утвердил отчет о ликвидации публичного акционерного общества «Черноморский судостроительный завод» (ЧСЗ)
В советские времена это было одно из крупнейших кораблестроительных предприятий в мире (по некоторым оценкам – самое крупное).
Завод совсем немного не дожил до 125-летнего юбилея. Он был открыт в Николаеве в конце 1896 года и назван «Наваль». Именно Николаевский завод получил заказ на производство машин и судовых башен для легендарного броненосца «Потёмкин». В начале ХХ века на предприятии был налажен полный цикл производства судов. На нём построили один из лучших линкоров в мире того времени «Императрица Екатерина Великая» и первый в истории подводный минный заградитель «Краб».
После установления в Николаеве советской власти завод был национализирован и модернизирован. В 1930-е годы на нём было налажено производство крейсеров, подводных лодок, эсминцев, ледоколов для нужд Черноморского и Тихоокеанского флотов, а также для Северного морского пути.
В 1944 году завод был практически полностью уничтожен отступавшими немецко-румынскими войсками (из 784 зданий сохранились только два). Однако восстановление завода, начавшееся ещё до окончания Великой Отечественной войны, произошло в фантастически короткие сроки. Уже в конце 1945 года на предприятии начали достраивать суда, эвакуированные из Николаева перед началом оккупации.
В послевоенные годы завод стремительно развивался, превратившись в одно из градообразующих предприятий Николаева. Строились цеха, осваивалось производство новых типов судов: научно-исследовательских, китобойных, сухогрузов.
Пик развития предприятия (которое с 1968 года стало называться Черноморским судостроительным заводом) пришелся на 1960–1980-е годы. В 1962 году на заводе началось строительство авианесущих кораблей. Сначала – вертолётоносцев, затем – тяжёлых авианесущих крейсеров (ТАВКРов), первый из которых, «Киев», был спущен на воду в 1972 году. ЧСЗ был единственным в СССР заводом, строившим авианосцы.
Работу Черноморского судостроительного завода поддерживал целый комплекс научно-исследовательских и образовательных учреждений. На балансе у завода находились 23 детских сада, пансионаты, санатории, библиотеки, коммунальные предприятия, Дворец культуры. На ЧСЗ и в его дочерних структурах работали до 40 тыс. человек (примерно четверть трудоспособного населения Николаева).
С учетом того, что авианосцы – одна из наиболее высокотехнологичных разновидностей продукции в машиностроении, ЧСЗ советских времен можно было смело считать одним из самых технически развитых предприятий в мире. В 1988 году на его стапелях был заложен первый в истории советского кораблестроения атомный тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск», который по ряду параметров превосходил передовые американские авианосцы.
Однако в 1990-1991 годах, перед окончательным развалом СССР, все начало сыпаться. Посетивший ЧСЗ в ходе своего предвыборного турне будущий президент Леонид Кравчук пообещал, что завод продолжит строить авианосцы, но куда там! В 1992 году порезали на металлолом «Ульяновск». В 1998 году продали китайцам готовый на 70% ТАВКР «Варяг», который затем был введен в состав Военно-Морского флота КНР как авианосец «Ляонин», первый в Китае.
ЧСЗ «сбросил» с себя всю социальную инфраструктуру, а затем начал массовые сокращения персонала. Как пишут на городских форумах Николаева, бывшие корабелы либо уезжали работать по специальности за границу, либо пополняли армию челноков и рыночных торговцев. Завод резко сократил количество спусков новых судов. В 1990–2000-е годы он спустил на воду лишь несколько танкеров-продуктовозов.
В 2003 году украинские власти исключили ЧСЗ из списка стратегических предприятий, не подлежащих продаже. На заводе обосновались коммерческие структуры. С территории ЧСЗ стали вывозить уникальные станки.
В 2010 году, после прихода к власти Виктора Януковича, была предпринята попытка возрождения ЧСЗ. Начался поиск коммерческих заказчиков, в рамках госзаказа на предприятии стартовало строительство корветов для украинского флота, но в 2014 году все работы на ЧСЗ были свернуты. «На бумаге» на предприятии из бывших 40 тыс. числились около 800 работников, но фактическое количество занятых составляло… 55 человек.
«Заводы стоят разграбленные, специалистов нет» – так характеризовал в 2015 году положение в украинском судостроении председатель «Комитета спасения Черноморского судостроительного завода» Игорь Овдиенко, бывший директор ЧСЗ.
В 2018 году хозяйственный суд Николаевской области признал Черноморский судостроительный завод банкротом. В 2019 году Николаев посетил президент Зеленский, пообещавший возродить программу строительства корветов, но это обещание провалилось туда, куда и все обещания Зеленского.
И вот завод официально ликвидирован. Его ликвидатор Ольга Протасова зачитала в суде отчет, согласно которому у предприятия не осталось никакого имущества. За остатки собственности гиганта мирового судостроения ликвидаторы выручили 151 млн гривен (менее 6 млн долларов), которые ушли на погашение долгов перед кредиторами.
Сайты Одессы и Николаева забиты гневными комментариями местных жителей, возмущенных ликвидацией уникального завода.
«Убила Николаев украинская власть. Остались вокруг поля, мова, вира, гыднисть. Пышайтесь дальше. Флаг в помощь», – пишет один из комментаторов.
«Строили авианосцы, теперь ржавые корыта по помойкам скупаем… Слава Украине!» – издевается другой.
«Конец ЧСЗ – отражение истории незалежности Украины. За 30 лет одна из наиболее развитых стран Европы стала полуколонией, живущей по указаниям из США и ЕС», – отмечает интернет-пользователь под ником Макиавелли.
За время своего существования ЧСЗ спустил на воду около 1000 судов различного назначения и пережил несколько войн. Однако самостийность заводу-гиганту было не пережить.
Символично, что за несколько месяцев до ликвидации завод «демоммунизировали», сорвав с его фасада советские ордена.
Святослав Князев, ФСК