Еретики, погромы и религиозные войны – Украина в ХХI веке

Еретики, погромы и религиозные войны – Украина в ХХI веке

Как учат нас классики общественно-экономических наук, начиная от Адама Смита, базис (то есть хозяйственный уклад) первичен, а идеология – неизбежно вторична, и лишь догоняет экономику

Но не все политики могут похвастаться тем, что сильны в теории. И, предпринимая попытки реанимировать экономически деградирующую страну с помощью идеологии, не понимают, что выглядят как инженеры, пытающиеся склеить разваливающийся дом скотчем

Одной из разновидностей такого «скотча» в государственном масштабе является религия. И хоть последние религиозные войны в Европе закончились с подписанием Вестфальских соглашений ещё в 1648 году, некоторые политики до сих пор думают, что ручные, хорошо прикормленные священники – отличное орудие политического влияния. Особенно много подобных персонажей развелось в последние несколько лет на Украине.

В горячую фазу религиозный конфликт на Украине вошёл в президентство Петра Порошенка. Его эпопея с «Томосом», прямое коррумпирование церковных иерархов и предвыборный девиз «армия, мова, вира» порядком поистрепались экспертами (именно поэтому не будем в сотый раз пересказывать бурную предысторию). Народ устал, и с восшествием на престол следующего «гаранта» на некоторое время установилось шаткое затишье.

Однако, пришедший как своего рода «анти-Порошенко» президент быстро получил соответствующие указания, сбросил ставший ненужным имидж и вернулся к продолжению политики предшественника. Последовательно, и даже педантично усугубляя всё то, что начал Петро. Разумеется, включая религию. Стоит отметить особо, что проявлявшие определённую самостоятельность при Порошенко Филарет с Епифанием теперь утратили даже малейшие признаки субъектности, превратившись в послушных ретрансляторов актуальной политической повестки. В попытках продемонстрировать свою лояльность властям они готовы перепрыгивать даже друг через друга.

2021 год для Православной церкви Украины начался многообещающе – в первый же день священники ПЦУ провели молебен в честь дня рождения Степана Бандеры. Разумеется, такое хорошее начало просто обязано было получить надлежащее развитие. Зрелищем можно насладиться здесь. 

Поэтому два дня назад, 18 июля, уже другие попы (не настолько бодипозитивные; видимо, в столице кормят хуже, чем во Львове) провели панихиду «по праведной душе [гауптштурмфюрера СС, гауптмана 201-го шуцманшафт батальона Абвера «Нахтигаль»] погибшего в борьбе с врагами Украины Романа Шухевича». То, что униат (греко-католик) Шухевич перевернулся бы в гробу, узнав, что его отпевают «православные» попы, пусть и раскольники, организаторов не смутило.

Впрочем, дела духовные лишь помогают прикрывать то внимание, которое церковные деятели уделяют делам сугубо материальным. ПЦУ, несмотря ни на что, довольно прибыльный бизнес. А любому бизнесу при капитализме необходимо непрерывно расширяться. Расти «честным путём» ПЦУ уже не может, так как ресурс беднеющей Украины давно исчерпан. Поэтому в дело вступает старый добрый метод эпохи 90-х – рейдерские захваты. Причём «крышуют» их уже не бандиты средней руки, а, ни много ни мало – само государство.

Например, в тот же день, когда происходила литургия по Шухевичу, в Винницкой области произошла активисты ПЦУ попытались захватить Свято-Покровский храм Украинской Православной Церкви. Во время рейдерской атаки избили верующих УПЦ, которые защищали свой храм, а с настоятеля протоиерея Александра Лучина, который более 20 лет служит в селе, кроме этого, сорвали крест. Власти, пользуясь предлогом, немедленно опечатали храм, и пообещали передать его той стороне, которая докажет на него «законные права».

Самая длительная эпопея происходит с неослабевающими попытками раскольников захватить Почаевскую лавру. Украинская Православная церковь отбивается, как может, уже несколько лет, и только отличные юристы и отсутствие решимости у украинской власти совсем уж в открытую нарушать собственные законы на глазах у всего мира пока что поддерживают хрупкий status quo. То, что при почти полном отсутствии правопорядка в стране и прямом вмешательстве авторитарного режима (пусть авторитаризм исходит и не от личности «президента», а, скорее, от сотрудников американского посольства) УПЦ удаётся хоть как-то сдерживать бешеный натиск противника – настоящий феномен.

Впрочем, какую бы картинку не создавали СМИ, но действительно далеко не всем украинцам, даже умеренно-антироссийски настроенным, по душе подобная идеология. УПЦ КП по-прежнему объединяет подавляющее большинство украинских верующих. ПЦУ, несмотря на все усилия – и собственные, и властей – не слишком успешно набирает популярность. Особенно учитывая нарастающие разногласия между Филаретом и Епифанием, берущие начало аж с зимы 2019 года, периодически перерастающие в вооружённый юридический конфликт.

Первый – заслуженный «патриарх», не задумываясь построивший свой дворец не просто в центре Киева, а прямо на фундаменте княжеского дворца Владимира Святого (после чего памятник эпохи Киевской Руси, разумеется, потерян для археологов навсегда), не может довольствоваться отведённой для него ролью «свадебного генерала» при новом официальном главе объединённой церкви. Тем более Епифаний пока слишком молод, и, в отличие от Филарета, не успел стать таким же настоящим мастером интриги. Поэтому кто-то из этих двоих вполне может осуществить очередной юридический казус, впервые в истории православия став ДВАЖДЫ раскольником.

Пока что мы лишь наблюдаем, как эти два иерарха, которым вроде бы положено сообща давить Украинскую Православную церковь, с не меньшим воодушевлением захватывают храмы друг у друга. Одним из первых нашумевших инцидентов стала попытка захвата Филаретом Покровского храма в Киеве (в мае 2019 года), настоятель которого переподчинился Епифанию. С тех пор набеги становятся всё ожесточённее. Всего два месяца назад Архиепископ ПЦУ Афанасий Шкурупий обвинил архиепископа ПЦУ Митрофана Бутынского в рейдерском захвате приходов Харьковского благочиния. Правая рука ожесточённо душит левую, и та отвечает ей полной взаимностью.

Таким образом, ПЦУ, претендующая на то, чтобы склеить стремительно разваливающееся на части и умирающее экономически украинское государство, не может обеспечить единство даже в собственных рядах. Украинские власти, делающие на это весьма аморфное образование ставки поистине геополитического масштаба, пытаются игнорировать реальность и купировать проблему, вкладывая в ПЦУ последние доступные финансовые резервы. А та в ответ пытается создавать хоть какую-то иллюзию активности.

Какие инциденты и казусы могут произойти на анонсированном в ближайшем будущем Крестном ходе ПЦУ – вопрос немалой сложности. Я лично уверен, что реальность окажется интереснее любых наших предположений. В любом случае, нас ожидает не самое скучное зрелище. Так что готовимся наблюдать, господа.

Евгений Таманцев, специально для News Front