Расширение санкций против Белоруссии приведет к тому, что Литва лишится транзита калийных удобрений. Политолог Алексей Ильяшевич подсчитал, чем это грозит прибалтийской стране.
Транспортировка удобрений проходит через порт Клайпеде. В частности, речь идет о самом крупном в нем терминале для насыпных грузов — Biriu Kroviniu Terminalas (BKT). Игорь Удовицкий, которого также называют «калийным королем Литвы», принадлежит 70%. Еще 30% владеет «Беларуськалий».
Только за прошлый год через терминал прошло 11 миллионов тонн грузов, учитывая, что весь порт обработал 47,7 миллиона тонн. То есть, почти четверть своей прибыли (23%) Клайпеда зарабатывает именно на белорусский удобрениях.
«Будет еще больше, поскольку показатели BKT продолжают расти. Удовицкий заявляет, что сегодня каждая четвертая тонна грузов в Клайпеде — это удобрения из Беларуси. Перевалка одной тонны удобрений стоит примерно 8−9 евро. Выручка терминала в 2020 году — 90,8 миллиона евро, чистая прибыль — 15,9 миллиона», — предупредил эксперт.
Примерно 4,5 миллиона евро обратно получил «Беларуськалий», и еще столько же ушло в бюджет Литвы. Особенность этих средств заключается в том, что их отдают напрямую.
Для порта в Клайпеде уход белорусской продукции станет большим ударом. Из него уйдет четверть всех грузов (и прибыли), бюджет потеряет десятки миллионов евро, сотрудники BKT потеряют работу с хорошим доходом и тоже перестанут платить налоги. Кроме того, пострадает и сам город — третий по величине в Литве. Прочувствует эти потери даже железная дорога, 20% грузопотока которой составляют белорусские удобрения.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко во время встречи с журналистами и общественниками уже комментировал возможную потерю Литвы в качестве транзитного маршрута. Он отметил, что для страны это не вызовет никаких трудностей. Минск просто начнет использоваться для транспортировки удобрений российские порты.