Европейский континент снова разделен бетонными заборами

Европейский континент снова разделен бетонными заборами

После того, как в 1989 году в Германии рухнула стена, разделявшая Восточный и Западный Берлин, сегодня в Европе опять лихорадочно возводят новые стены

Так, недавно Греция установила 40-километровый забор и систему наблюдения в районе Эврос на границе с Турцией. Это сделано из опасений возможного наплыва тысяч мигрантов из Афганистана. Ранее Греция планировала построить такую «стену безопасности» длиной в 200 километров и запросила в этой связи у Брюсселя полмиллиарда евро, но после отказа решила ограничиться пока менее масштабной стройкой.

«Мы не можем пассивно ждать возможных последствий, — заявил министр защиты граждан Греции Михалис Хрисохоидис во время визита в регион Эврос на минувшей неделе. — Наши границы останутся неприкосновенными». По его словам, афганский кризис создал новые предпосылки для увеличения потока нелегальных мигрантов в Европу.

В телефонном разговоре с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сказал, что резкое увеличение числа людей, покидающих Афганистан, может стать серьезной проблемой для всех. «Новая волна миграции неизбежна, если не будут приняты необходимые меры в Афганистане и Иране», — заявил Эрдоган.

В 2015 году Греция первой из стран Евросоюза столкнулась с миграционным кризисом, когда более миллиона человек, спасающихся от войны на Ближнем Востоке, перебрались из Турции в ЕС. Большинство беженцев уехало дальше, на север и в другие страны Европы, но около 60 тысяч человек остались в Греции. Тем временем в стране, как сообщает интернет-газета «Русские Афины», сейчас в общей сложности уже официально зарегистрировано (то есть задержано) около 300 тыс. нелегальных мигрантов. Правозащитники критикуют условия их содержания в созданных лагерях, а власти страны ломают голову над способами решения проблемы. А она становится все более острой, на греческих островах, которые стали жертвами наплыва мигрантов, не прекращаются бурные протесты местного населения.

И сейчас греческие власти предупреждают, что готовы отправить обратно всех афганцев, которые попытаются нелегально проникнуть в страну. В прошлом году Афины уже заблокировали подачу заявлений о предоставлении убежища, после того как Эрдоган заявил, что Турция открыла мигрантам двери для въезда в ЕС.

Премьер Мицотакис заявил в ответ, что Греция усилила сухопутную границу с Турцией в районе Эвроса «до максимума».

По данным английской газеты Guardian, около 7000 беженцев уже доставлено из Кабула на американских военных самолетах. Соединенное Королевство сообщило, что из Афганистана было эвакуировано около 1200 человек, в то время как министр обороны Германии заявил, что он перевез около 1700 человек в безопасные места. Эрдоган в свою очередь объявил, что его страна на данный момент эвакуировала 550 человек из Афганистана, в то время как Франция и Италия сообщили, что они эвакуировали около 500 человек каждая.

Большинство военных самолетов из Кабула приземлились в столице Узбекистана Ташкенте, Дохе в Катаре или Исламабаде в Пакистане.

По сведениям Guardian, некоторые афганцы, в основном гражданские лица, которые работали с американскими или международными миссиями в стране, будут временно переведены в Албанию, Косово или северную Македонию. В прошлом месяце Таджикистан заявил, что готов принять 100 000 перемещенных лиц из соседней страны.

Однако большинство европейских стран неохотно принимают афганских беженцев из-за опасений повторения кризиса беженцев 2015 года. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что ее страна должна принять около 10 000 человек из Афганистана, при этом подчеркнув, что большинство беженцев должны быть размещены в соседних странах.

В связи с нерадужными прогнозами паника в Европе по поводу притока все новых волн мигрантов нарастает. Стены против потока нелегалов сегодня строит не только Греция.

Стену на границе с Италией, чтобы ограничить поток беженцев, соорудила Австрия. Ее возвели, несмотря на критику со стороны Евросоюза, на перевале Бреннер, на который приходится основной поток беженцев с итальянской территории. Французские власти возвели стену в порту города Кале, куда стекаются мигранты, чтобы попасть в Британию. Ограда из колючей проволоки возведена на 175-километровом участке венгерско-сербской границы. Болгария соорудила забор протяженностью 30 километров на своей юго-восточной границе с Турцией, чтобы сдержать поток сирийских беженцев. Пятиметровая каменная стена построена в Мюнхене, чтобы оградить местных жителей от квартала мигрантов, которых поселили в этом немецком городе. Литва построит стену на границе с Беларусью, чтобы сдержать поток мигрантов, заявила премьер-министр страны Ингрида Шимоните. По предварительным оценкам, на это потребуется около 15 миллионов евро.

За минувшие годы в ЕС построено около тысячи километров новых пограничных стен и заборов, чтобы не впускать беженцев и мигрантов. Эту деятельность, усилившуюся с 2015 года, щедро финансируют государства и весь Союз, сообщает Euronews.

Еще одна причина нынешнего разделения Европы — свирепствующая на Западе русофобия и раздуваемый США и НАТО, а особенно Украиной и странами Прибалтики, миф о якобы «российской угрозе». «Синдром окружения, вызванный украинскими событиями, — писала итальянская газета «Фольо», — привел к тому, что Литва объявила о намерении построить стену, которая будет отделять ее от Калининграда вдоль стороны, которая не защищена никакими естественными барьерами. Этот проект предусматривает создание преграды длиной 130 километров и высотой в два метра. Она протянется от озера Виштитис до реки Неман на севере».

Министр внутренних дел Литвы Эймутис Мисюнас сказал, что из предусмотренного на строительство ограждения бюджета в 30 миллионов евро вклад Литвы составит 3,6 миллиона евро, в то время как остальную часть финансирования возьмет на себя Европейский союз. Брюссель уже выделил 25 миллионов евро на организацию безопасности другой уязвимой границы, с Белоруссией. В обоих случаях ЕС оправдывает траты, называя их вкладом в борьбу Европы с контрабандой, однако, как это вполне понятно, стратегическая цель проекта — «отразить российскую угрозу». Эстония и Латвия также рассматривают проект по воздвижению своих преград. Иначе как последствиями русофобского психоза такое назвать никак нельзя, поскольку Россия ни своим соседям, никому-то другому не угрожала и не угрожает.

Однако, оказывается, что сегодня кое для кого строительство стен и заборов с колючей проволокой, разделяющих европейские государства, — выгодный бизнес. На эту тему Транснациональный институт со штаб-квартирой в Амстердаме составил доклад под названием «Стеностроительный бизнес».

Как заявил один из его составителей Ник Бакстон, «одна из причин, почему Европа строит заборы и отгораживается от мигрантов, заключается в том, что ряд компаний извлекают из этого немалую выгоду. На обеспечении безопасности и укреплении границ по всей Европе особенно наживаются производители оружия — такие, как Thales, Airbus, Leonardo. Они строят различные виды стен — не только по суше, но и по воде. Они помогают проводить морские операции, чтобы не допускать высадку беженцев на берега Европы».

В докладе говорится, что такие компании получили значительную часть от 900 миллионов евро, потраченных странами ЕС на стены и заборы после окончания «холодной войны».

Другая причина, из-за которой Европа оказывается все более разделенной, — пандемия коронавируса. Из-за ужесточения санитарных норм уже второй год перемещение между странами Евросоюза затруднено. Въезд в целый ряд государств ограничен, требуются сертификаты о прививках, вводятся специальные «прививочные паспорта», а въезд из стран, где пандемия свирепствует особенно буйно, вообще закрыт. В результате туристические фирмы и авиакомпании разоряются.

Как считает «Дойче Велле», независимо от того, с какими целями была возведена стена, объем легальной торговли между странами, которые она разграничивает, может упасть почти на треть (31%). Об этом говорится в исследовании университетов Вашингтона и Чикаго, в котором проанализированы последствия строительства более 50 пограничных барьеров.

Кроме сокращения объема торговли, строительство укрепленных барьеров означает также дополнительные расходы — не только для государственного бюджета, но и для фирм и жителей разделенных стеной стран.

Помимо суммы, необходимой на собственно сооружение стены, возрастут расходы компаний на ведение легальной торговли и расходы людей, законно пересекающих границы.

Ну, а самое главное— нынешняя лихорадка с возведением все новых стен и заборов с колючей проволокой показывает, что «Европа без границ», о чем в свое время с гордостью вещали создатели Евросоюза, все больше становится недостижимой мечтой…

Владимир Малышев, Столетие