ПЦУ – то ли партия, то ли ОПГ, но точно не церковь

ПЦУ – то ли партия, то ли ОПГ, но точно не церковь

Инструменты ПЦУ – всё как у рейдеров

Что греха таить, даже в канонической церкви Украины были люди, которые считали, что приезд патриарха Варфоломея укрепит позиции незаконно созданной гостем с Фанара (в компании с Порошенко) ПЦУ. Тем более сами псевдосвященники из ПЦУ на всех углах выступали в оптимистическом духе. Мол, поддержка их «церкви» со стороны такого вселенского авторитета обеспечит «развитие» их структуры. А по сути, даст повод для усиления гонений на УПЦ (МП).

Но оправдались ли ожидания участников незаконных собраний, именуемых ПЦУ? На мой взгляд, не оправдались. Ни надежды Варфоломея, который никакого нового церковного имущества у нас не приобрёл, ни мечтания его детища. Вот некоторые штрихи в подтверждение сказанного.

Несомненно, предполагалось, что какая-то часть приходов УПЦ (из тех, на кого оказывается особое давление) после «высокого визита» дрогнет и перейдёт в ПЦУ. Даже мечтали о «новой волне» переходов к раскольникам. Так вот, ничего этого не произошло. Что стало на самом деле? То же, что и было, – захваты храмов, жульничество при регистрации общин. Ну о жульничестве, так сказать, глобальном (статистическом) скажу ниже. А пока напомню о событии недавнем и совершенно типичном.

12 сентября, как сообщила пресс-служба ПЦУ, их глава «Епифаний» Думенко совершил «чин освящения» креста и места строительства нового кафедрального собора Львовско-Сокальской епархии. Где же была проведена сия церемония? На захваченном у православной общины участке. Где при этом были прихожане небольшого деревянного храма УПЦ, которые пришли на вечернее богослужение? Их оттеснил полицейский кордон, сквозь который законные хозяева храма наблюдали за действиями «думенковцев». Вот такие у нас «переходы».

Имелись, конечно, у деятелей ПЦУ, а также у тех, кто поддерживает их в кабмине и в Раде, расчёты на то, что процесс признания в мире поместными церквами незаконной церковной организации ускорится. Ведь к этому (а фактически к расколу православия) постоянно призывает Варфоломей. Однако и на этом поприще успехов сегодня не наблюдается.

На днях Грузинская церковь дала понять и фанариотам, и их «чадам» на Украине, что никакого «прорыва на грузинском направлении» ждать не стоит. На официальной странице ГПЦ в социальной сети слово «митрополит» рядом с именем Епифаний было взято в кавычки. А это означает только одно: Грузинская церковь не считает главу украинских раскольников епископом и вообще священнослужителем. И, следовательно, в Грузии Думенко  и его структуру не воспринимают в качестве части мирового православия, но считают неканоническим формированием, пребывающим вне канонического поля Вселенской Церкви.

Кстати, в тех поместных церквах, где Фанару удалось продавить признание ПЦУ, тоже всё не так безоблачно. Синод Элладской православной церкви (где руководство признало ПЦУ) решил предать церковному суду митрополитов Китирского и Антикитирского Серафима, а также Этолийского Косму. Формальная причина – якобы их сопротивление карантинным мерам. Однако все знают, что это акт давления и расправы за то, что владыки не признают ПЦУ. Замечу, таких верных канонам архиереев, достаточно много и на Афоне, и в поместных церквах, вроде бы подчинившихся Варфоломею.

Но, может быть, имеет место тот самый «расцвет» ПЦУ, о котором периодически пишут её сторонники? Да нет же. Наоборот, по словам даже самих членов этой организации, ситуация там весьма плачевная.

Дело в том, что у ПЦУ нет людей, нет кадров и нет паствы. И потому они не в состоянии «переварить» незаконно созданные или захваченные общины. Картина типичная для Украины: храм захвачен, но стоит пустующим, часто под замком. «Священников» не хватает катастрофически. И главная причина – каноническое священство не переходит в ПЦУ после захватов или незаконных перерегистраций общин. А жалкие учебные заведения ПЦУ не способны обеспечить кадрами свои «приходы», там нет никакого конкурса среди поступающих, да и самих поступающих почти не видно. Об этом недавно откровенно рассказал в интервью их «архиепископ» Афанасий на Харьковщине.

Тогда в чём же смысл захватов и образования мёртвых общин? Думаю, в том, что главная задача ПЦУ – не создание новых церковных общин, а ликвидация наших, законных.

И в этой связи ещё один очень показательный факт, которого в ПЦУ стыдятся и не афишируют: в этой структуре почти нет «монахов». А ведь это важнейший показатель! Нет тех, кто хочет оставить всё мирское, суетное, политическое и только предстоять Богу. По последним опубликованным данным (ещё до «томоса» Варфоломея) у филаретовцев, например, наблюдалось в Черновецкой области 3 «монаха» на 4 «монастыря», в Тернопольской – 5 «монахов» на 6 «монастырей». Тогда же в УАПЦ, в Тернопольской области – на 5 «монастырей» насчитали 5 «монахов», в Винницкой – на 1 «монастырь» 0 «монахов». И, судя по тому, что сегодня цифры скрывают, ситуация не улучшилась.

Тут, наверное, у кого-то возникнет закономерный вопрос: на чём же сегодня держится вся эта затея с ПЦУ? Отвечу. На поддержке украинской власти, подчинённых ей СМИ и всякого рода грантоедских фондов.

Небольшой пример. Есть такой «Украинский институт будущего». Связан он с такими замечательными господами, как Антон Геращенко, Павел Климкин и другими «прекрасными людьми». И вот этот самый институт  совместно с неким «Нью Имидж Маркетинг Групп» опубликовал лживую социологию, в которой якобы представлены религиозные предпочтения украинцев.

Приведу фрагмент их так называемого опроса: «К какой именно православной церкви вы себя относите?»:

– 43% – просто православный;

– 39% – ПЦУ;

– 16% – УПЦ

– 2% – затруднились ответить.

Вывод у манипуляторов получился такой: прихожан ПЦУ в два раза больше, чем прихожан УПЦ. И этими цифрами уже оперируют государственные чиновники Украины.

Нет смысла серьёзно разбирать эту ложь. Достаточно сказать, что даже формально, юридически эта арифметика несуразна, поскольку у ПЦУ около 7 тысяч приходов (большинство из которых пустые), а у УПЦ – около 12,5 тысячи. И, естественно, сторонников ПЦУ не может быть больше. Впрочем, желающим проверить сказанное порекомендую зайти в воскресенье в какой-нибудь пустующий храм ПЦУ или вспомнить наш 350-тысячный крестный ход.

Подводя итоги, ещё раз отмечу: ничего после приезда и отъезда гостя из Стамбула в жизни ПЦУ не переменилось. Представители этой организации, как и раньше, действуют преступными методами, поскольку других не знают. Недавний случай: 3 сентября 2021 года сторонники ПЦУ захватили Иоанно-Богословский храм канонической церкви в селе Красноселка Винницкой области. Священника сельской общины УПЦ иерея Андрея Козюка они оскорбляли, силой заставляли забрать свои вещи из прицерковного дома, в котором накануне нападавшие разбили двери и окна. При этом наблюдалась привычная картина: рядом с местом рейдерского захвата находились два автомобиля правоохранителей с целью якобы «обеспечения охраны правопорядка». Никаких препятствий преступлениям они не чинили.

Комментируя печальные события в Тульчинской епархии, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний сказал: «Экспертный прогноз о негативных последствиях визита главы Фанара на украинскую землю показывает свою состоятельность. Ведь ранее неоднократно подчеркивалось, что приезд стамбульского гостя будет воспринят в некоторых регионах, как знак поддержки центральной властью “ПЦУ”. И результатом этого станут новые попытки захватов храмов Украинской Православной Церкви. Как мы видим, такой сценарий, к сожалению, начинает постепенно становиться реальностью. Поэтому мы и призывали патриарха Варфоломея отказаться от визита в Киев. Им было принято другое решение, и теперь он в первую очередь несёт ответственность за новое горе и новые беды, посетившие православных верующих Украины».

От себя добавлю только то, что для многих уже очевидно: ПЦУ может считаться чем угодно – политической организацией, бизнес-структурой, симулякром церкви, но только не Церковью Христовой. Как и сто лет назад, когда безбожной властью была создана организация обновленцев, ПЦУ призвана подменить Русскую церковь на Украине. Но, если под жесточайшим давлением власти в 20 веке никто из верных к обновленцам не пошёл, тем более не пойдут верующие Украины в ПЦУ. И она рано или поздно исчезнет с нашей земли.

Андрей Саенко, «Одна Родина»