На прошлой неделе Европу так и продолжило лихорадить. И дело тут не только в материях по-своему даже возвышенных (типа немецких выборов в бундестаг), подводящих, по сути, итоги уходящей эпохи канцлера Меркель
Фрау, про которую шутили, что в Старом Свете это чуть ли не единственный политик с мужскими признаками, и которая при всём своем своеобразии была несомненным лидером не только своей Германии, но и всего большого Евросоюза.
И что идёт ей вслед в Европе, просто неведомо никому, кто бы в Германии ни победил. В конце концов, СДПГ — «партия Шрёдера» — всегда была к России даже дружелюбнее (но не в этом дело), именно поэтому, в частности, российская энергетическая политика по отношению к европейским партнёрам выстраивается скорее с холодным прагматизмом, реалистичным вплоть до цинизма, и на чистой бизнес-математике. Без учёта того, с кем и против кого нам в этой старой новой Европе приходилось и придётся дружить.
Сейчас попробуем пояснить. Снизившаяся ближе к концу прошлой недели стоимость октябрьских фьючерсов на газ по индексу голландского TTF (самого ликвидного европейского хаба), за меняющимися цифрами которой, держась руками за сердца и кошельки, наблюдают последние месяцы как профессиональные энергетики, так и рядовые бюргеры, всё равно выглядит, мягко говоря, запредельной и даже не совсем адекватной. Примерно $840 за тысячу кубов на пятницу — это всё равно очень и очень много, даже для перегретого рынка. А что касается всевозможных «отскоков», «пике» и прочей волатильности, то они вполне ожидаемы: то вверх, то вниз фьючерсы в Европе будет колбасить ещё не раз. Тут вопрос даже не к увеличению поставок дорогого физически, но на нынешнем фоне вполне себе даже и «дешёвого» норвежского газа. А банально к финансовым спекулянтам, которые оставить без внимания такой волатильный рынок просто никоим образом не могли. Работа у них, знаете ли, такая.
Как результат — снова почти $960 на пике по индексу всё того же голландского TTF в понедельник. А во вторник — пробитие сакральной, можно сказать, планки в $1000 за тысячу же, соответственно, кубов голубого топлива. Более того — сегодня, 29 сентября, цена уже фактически уверенно закрепилась на уровне выше $1000 за тысячу кубометров и превысила на моменте $1040 после корректировки до $950 накануне вечером. Что, в общем-то, тоже ничего особо не значит.
Волатильность…
При этом общий тренд в целом настолько очевиден и системен, что признаки развития серьёзнейшего кризиса (вопрос только в том, какие формы он примет) в европейской энергетике уже явно некоторое время назад вышли за рамки исключительно газовой сферы. И это нелепо даже и пробовать отрицать, если вы, разумеется, не германский зелёный: этим хоть газ в глаза — всё божья роса.
Факты их, в принципе, не очень интересуют.
Да и центр принятия решений у этих как бы немецких ребят — далеко, в общем-то, не Берлин.
Ну да ладно…
Тут интереснее другое: общеевропейский энергетический кризис, начинавшийся скорее как экономико-политический (а зелёными и прочими идейными атлантистами и вовсе считавшийся идеологическим), начинает развиваться по горизонтали, приобретая таким образом всё более и более системный характер.
Начало текущим событиям, всё больше напоминающим катящийся снежный ком, правда, было положено в вышедшей вроде как из ЕС Великобритании, где за последние полтора месяца закрылись сразу пять энергетических компаний (справедливости ради — небольших) из 70 действующих. Причина предельно проста и даже, я бы сказал, банальна: оптовые цены на газ с начала года выросли на острове в три с половиной раза, а с начала августа 2021-го (то есть за два месяца) — сразу ещё на 70%. При этом фиксированные правительством розничные цены (британцы знают толк в свободном рынке) остались на том же уровне. Казалось бы, чисто английская история: там и так цены на тепло такие, что, если их не удерживать, пенсионеры в зимнее время года вообще начнут умирать от холода пачками и тем самым портить британский политический ландшафтный дизайн. Они и с фиксированными-то ценами делают это с известной степенью регулярности.
Но тут, как говорится, лиха беда начало.
Если вы думаете, что на континенте дела обстоят лучше, то, увы, нет. В частности, в конце прошлой недели стало известно, что разорвала контракты с рядом клиентов из-за экономический нецелесообразности на фоне высоких цен на газ немецкая компания Deutsche Energiepool, специализирующаяся на поставках голубого топлива как коммунальщикам, так и промышленным предприятиям по всей территории Германии.
Как сообщается в официальном заявлении германского оператора, «за последние месяцы закупочные цены на газ и электроэнергию на срочном рынке выросли практические втрое, а цены на краткосрочные закупки увеличились примерно в пять раз. Такого быстрого и беспрецедентного развития на энергетическом рынке никто не мог ожидать» (цитата по РИА Новости).
Нет, ничего катастрофического пока что, слава богу, не произошло. И поставками для бывших клиентов Deutsche Energiepool займётся давний партнёр российского «Газпрома» — компания Eon. Свято место пусто не бывает.
Да и для нас германские энергетические рынки не чужие, мы там не заинтересованы в ценовом ралли — мы там заинтересованы в максимально долгом сотрудничестве. Но зримые элементы кризиса, согласитесь, и здесь уже совершенным образом налицо.
Более того.
Помимо вполне на фоне роста цен на газ естественного роста стоимости электроэнергии (и вот только не надо про безветренное лето — это бред, цены на зелёное электричество и в самые лучшие, в самые ветреные свои годы были весьма высокими, а дешёвое «газовое» и даже «угольное» электричество эту дороговизну тупо компенсировало), поползла вверх не только европейская «коммуналка». Пошли вверх цены и на тот самый «грязный» уголь, от которого зелёная Европа так стремительно дистанцировалась: согласно данным, опубликованным американским агентством Bloomberg, стоимость твёрдого топлива с поставкой в 2022 году в портах Роттердама, Амстердама и Антверпена (CIF ARA) поднялась на 2,6% и достигла $137 за метрическую тонну. Причина опять-таки вполне банальна: европейские коммунальные службы вынуждены переходить на уголь на фоне стремительного роста цен на газ.
Вот вам, собственно, и вся история про то, как Европа побеждала «грязный и недемократический» русский газ (а Германия ещё и свою ядерную энергетику). И про неизбежный «зелёный переход», который когда-нибудь, возможно, и состоится, конечно.
Вот только состоится-то он именно что когда-нибудь, а платить за него приходится уже вот прямо сейчас. Да и, как любой венчурный проект (технологий для «перехода» пока ещё не придумали, пока обещают и собирают деньги, а нынешние технологии очевидно не отвечают потребностям даже тупо с точки зрения энергобезопасности — обычная история для венчурных проектов), имеет, согласно статистике подобного рода венчурных стартапов, вероятность реализации не более 30%.
Мы тут ничего не придумываем — это из любого классического учебника по экономике. Причём деньги (согласно американским экспертным оценкам, в «зелёный энергетический переход» планируется вложить — только не падайте — порядка $80 трлн, даже чуть больше) на тот момент, когда мир поймёт, удался этот переход или нет, будут уже освоены. Для чего, собственно, всё и затевается. Спросите Чубайса — он вам на примере безвременно покинутого «Роснано» подробнейшим образом разъяснит, как это работает (удивительно эффективный венчурный менеджер, кстати). Пока он у нас в стране, набитой ископаемым топливом, за «зелёную энергетику» агитирует, я за страну спокоен. Да и вообще, у страны на таких эффективных управленцев вырабатывается уже определённый иммунитет.
Впрочем, это пока о далёком, к счастью, будущем. Мы же здесь всё-таки больше о стремительно приближающейся и, говорят, обещающей быть весьма холодной и снежной зиме. И вот, знаете, есть такое ощущение, что даже достроенный русскими в железе и ожидающий завершения правовых процедур, за которые отвечают наши европейские партнёры, газопровод Nord Stream 2 европейские рынки от запущенного кризисного процесса уже, судя по всему, не спасёт.
Нет, на некоторое время ситуация, безусловно, будет облегчена — на уровне оперативного планирования, так сказать. Но проблема тут уже даже не в трубопроводном топливе: «Газпром» и так не просто безукоризненно исполняет все свои контрактные обязательства — его поставки в Европу сейчас вообще находятся на уровне исторических максимумов. К концу июля, по предварительным данным (более свежих пока нет), озвученным официально «Газпром экспортом», добыча «Газпрома» уже достигла 298,2 млрд кубов с начала года, а это, простите, на 18,4% больше, чем за прошлогодний аналогичный период. Более того, экспорт за это время вырос даже с опережением по отношению к добыче — на 23,2%. Да и поставки в дальнее зарубежье составили 115,3 млрд кубометров — весьма, знаете ли, впечатляющий с точки зрения бизнеса результат.
Так что проблемы тут значительно глубже: они вполне системны, они — в общем дисбалансе на глобальных энергетических рынках и в том, откровенно говоря, что вся (подчёркиваем: вся!) магистральная энергетическая политика Евросоюза последних лет, как выясняется, была, похоже, дорогой в тупик. И для того чтобы из этого тупика хоть каким-то образом выбраться, необходимо эту политику жесточайше переформатировать. Чем, судя по всему, и пытаются сейчас заниматься очень серьёзные люди из глубинного европейского континентального энергетического бизнеса — при доброжелательном как минимум нейтралитете своих российских коллег.
В общем, довольно разумное предостережение, на наш взгляд, особенно в текущих обстоятельствах.
Причём мы не исключаем (просто в виде предположения), что происходящее сейчас чудовищное газовое ценовое ралли в Европе, на которое с восхищением смотрят только владельцы длинных контрактов с российским «Газпромом», как раз и есть часть этого жёсткого переформатирования. По крайней мере, ситуация с вероятностью этого увлекательного процесса просматривалась и озвучивалась аналитиками уже довольно давно. И купировать её, в общем-то, также было вполне возможно… разумеется, если действовать жёстко, решительно, а самое главное — вовремя.
Но, боюсь, уже не сейчас.
Дмитрий Лекух, RT