Почему в России снимается так мало фильмов о войне в Донбассе? Кто и как этому препятствует? Что вообще происходит с кинематографическим искусством в республиках Донбасса и большой России?
Об этом и многом другом News Front поговорил с автором идеи нового полнометражного художественного фильма ДНР «Секретный агент» Олегом Грабовским, съёмки которого в настоящее время проходят в Донецке.
– Как происходит развитие кинематографического искусства в ДНР? Я слышал о том, что в Республике существует даже свой Союз кинематографистов. Что это за организация, и кто в неё входит.
– Всё началось 11 сентября 2015 года, когда в Донецке собрались единомышленники, объединённые желанием снимать фильмы, и учредили такую организацию как Союз кинематографистов ДНР. Я также принимал в этом участие. Тогда была надежда на то, что соберутся разные команды с разными идеями и действительно станут снимать хорошее кино, которое станет достойным ответом нашему противнику. У Украины уже тогда появились первые фильмы о войне в Донбассе. Но по целому ряду причин, преимущественно бюрократического характера, никакого реально действующего Союза кинематографистов ДНР не получилось. И, действительно, очень долго у нас ничего не снималось.
Одними из первых, кто что-то снял, оказалась творческая команда из Харцызска, в которую вошли музыканты из такой знаменитой в Донбассе группы как «День Триффидов». Они сняли первый в ДНР полнометражный фильм – «Замысел». Потом через некоторое время в Республике появилась такая организация как «Русский проект». Они приехали сюда из России, чтобы доснимать свой фильм «Альфа-Р» про беспилотник. Он два раза у нас демонстрировался на закрытых просмотрах.
– «Альфа-Р» снимался здесь, в ДНР?
– Как они заявили, часть фильма была снята здесь в Донбассе, часть – в РФ. Самые эпичные сцены снимались в ДНР, потому что здесь это сделать гораздо проще: доступность техники, лояльность военных и т.д. В ЛНР пока снят только один фильм – «Ополченочка». Если его сравнивать со всеми остальными фильмами о войне в Донбассе, то он получился достаточно дорогой. Сняли его, по-моему, за 60 рабочих смен. На мой взгляд, получился очень хороший фильм.
– Недавно в прокат вышел российский фильм о войне в Донбассе «Солнцепек». Как Вы его оцениваете с точки зрения жителя Донбасса и деятеля киноискусства?
– Я надеюсь, что Роман Разум [автор идеи х/ф «Ополченочка»] меня простит, но «Солнцепек» – это, наверное, лучший фильм, который был сделан о войне в Донбассе. Это эталон. То есть, если вы хотите снять эпическое военное полотно, то надо ориентироваться на «Солнцепек». Он действительно очень классно стартанул на онлайн-платформах. Понятно, что авторам это ничего не принесет, но, вы же понимаете, что самое главное в этом фильме – это финальная сцена. Это как раз такой хороший пример, когда некая организация вышла на такой уровень, что использует для собственной агитации и пропаганды кино. То есть, тут ясно видно, что люди в агитации и пропаганде понимают. Понятно, что они потратили значительные средства, чтобы снять этот «Солнцепек». Я слышал цифру в 60 миллионов рублей. Если это даже так, то мне кажется, что актеры там почти бесплатно работали. Потому что картинка окупает каждый потраченный рубль. Это просто потрясающая работа!
– Вы сказали, что «Солнцепек» на сегодняшний день лучший фильм о войне в Донбассе. А чем он лучше той же «Ополченочки» или, например, кинокартины «Донбасс. Окраина»? В чем заключается его превосходство?
– С «Ополченочкой» я не буду сравнивать. Этот фильм, в отличие от «Солнцепека», более аутентичный и более понятный местному зрителю. То есть, представленные там образы не просто хорошо прописаны, они, грубо говоря, ходят с нами по одной улице. То есть, «Ополченочка» – это в большей степени жизнеописательное кино. Оно будет хорошо смотреться и через 5, и через 10, и через 20 лет.
«Солнцепек» – это такой выстрел, который хорош именно в данном месте в данный момент. У меня при просмотре «Солнцепека» возникали серьезные параллели с «Иди и смотри»… И не только потому, что главную роль играет Алексей Кравченко. В «Солнцепеке», по-моему, ещё задействованы несколько актёров из «Иди и смотри». То есть, целенаправленно могли брать актёров. И мне кажется, что Кравченко там выступал ещё и в качестве консультанта. Вот этот первый опыт, полученный ещё в детском возрасте, у него так отпечатался, что он смог его передать режиссеру «Солнцепека».
Что же касается фильма «Донбасс. Окраина», то я как житель Донбасса позволю себе высказать критические замечания о фильме. Несмотря на колоссальный бюджет в 250 миллионов рублей, этот фильм представляет собой такой хороший пример анти-агитации. История, которая там показана, вот эта попытка замирить, причем замирить лубочно и некрасиво жителей Донбасса и Украины – просто какая-то глупость. Если вспоминать ту же «Ополченочку», там есть несколько эпизодов, которые можно назвать примирительными. Но они действительно основаны на реальных событиях. Всё, что снято на реальных событиях, либо имеет литературную основу, в кино получается замечательным. Все, что снимается, как говорит BadComedian, «в наркотическом трипе», получается плохо. Вообще, я не понимаю, почему BadComedian не стал обозревать «Донбасс. Окраину». Там много к чему можно придраться. Во-первых, это фантастический бюджет. Если мы сравним «Донбасс. Окраину» и «Солнцепек», то на «Солнцепек» потрачено в 4 раза меньше, но при этом он в 40 раз мощнее, чем «Донбасс. Окраина». Не хочется говорить за лиц, которые продвигали этот фильм, но, на мой взгляд, это был какой-то плевок. Это моё субъективное мнение.
– Негатив к фильму «Донбасс. Окраина» связан прежде всего с сомнительной идеологической составляющей или с какими-то художественными моментами?
– С художественной точки зрения вообще трудно что-то сказать об этом фильме, кроме того, что его художественная ценность довольно низкая. Хочется ответить цитатой Минкульта по поводу фильма «Взломать блогеров»: «Эксперимент был неудачный». И может быть, вот именно этот неудачный эксперимент в дальнейшем закрыл многие двери, многие планы по другим фильмам по теме Донбасса.
– Как Вы считаете, почему на Украине съёмки пропагандистских фильмов о войне в Донбассе буквально поставлены на конвейер, тогда как в республиках Новороссии и большой России количество фильмов об этих событиях, в которых представлена наша точка зрения, можно пересчитать по пальцам?
– Если брать в расчет республики, то, скорее всего из-за их материального положения. Все-таки, чтобы снять хороший фильм, нужны деньги, которых у нас просто нет.
Что же касается Российской Федерации, то, к сожалению, многие вещи происходят там не так, как нам бы того хотелось. Один из таких моментов – кино. Лично я считаю, что в значительной степени отсутствие фильмов о нашей войне связано с неудачным опытом финансирования фильма «Донбасс. Окраина». Не исключено, что кто-то специально блокирует тему Донбасса. Хотя, вообще в целом в России снимается очень мало хороших военных фильмов…
– Есть такое мнение, что в нашем кинематографе всем заправляют либералы, которые препятствуют появлению хороших качественных фильмов, в частности о Донбассе, и во всём проталкивают антигосударственную точку зрения. Это касается в том числе появления сомнительных с точки зрения исторической достоверности и идеологии фильмов о Великой Отечественной войне. Например, как недавно вышедшая «Зоя».
– Мы как-то шли с товарищем по Саур-Могиле, и я вспомнил фильм «Зоя», который недавно посмотрел. Я человеку начинаю рассказывать, он такими большими глазами на меня смотрит и говорит: «Ты что, чокнулся?». Я говорю, прекрасный фильм, просто замечательный. Он покрутил у виска, мол, ты совсем что ли? Я говорю, фильм «Зоя» 1944 года просто прекрасный. И он тогда выдохнул и говорит: «Я думал, ты про ЭТО».
А что касательно либералов, то это такой немаловажный фактор. Они действительно блокируют и подрывают те же кампании по раскрутке, то есть донесению фильмов до конкретного пользователя. И вообще, на самом деле нужно уходить от кинотеатров. В этом отношении хороший пример – это «Майор Гром». Сначала его воспринимали чуть ли не как либеральную агитку. Потом либералы вчитались в этот комикс, увидели, кого там изображают, посмотрели фильм, и у них там все зачесалось на авторов. В итоге они реально обвалили показы. То есть, фильм почти ничего не собрал. И тут его берут на иностранный стриминговый сервис. В итоге он полностью себя отбивает. То есть, может быть, стоит как-то уходить от кинотеатров? У многих дома такие телевизоры и аудиосистемы, что им никакой кинотеатр не нужен.
– Когда ты знаешь, что все равно сможешь посмотреть этот фильм в интернете, пусть даже через некоторое время, то зачем идти в кинотеатр?
– Да. И вот тут мы приходим к тому, что нужны какие-то другие схемы окупаемости кино. Мне кажется, что современному кинематографу нужны не сумасшедшие дотации от государства, а серьёзная конкурентная борьба, где хорошее борется с плохим. Одним из таких положительных примеров является «28 панфиловцев». Да, там были государственные дотации и из России, и из Казахстана. Но они пришли уже в последний момент и помогали чисто на промоушне. Сам же фильм, который был снят на народные деньги, превосходит, наверное, даже многие голливудские стандарты. То есть, они просто взяли и сняли старое доброе советское кино. И вот еще один момент: может, стоит сделать большой шаг назад к советскому кино? На эти же фильмы почему-то ходили, их смотрели, их почему-то смотрят и сейчас. Может быть, стоит сделать показы в кинотеатрах не до того, как фильм выходит на телевидении, а после? Вот очень хороший пример, когда у нас показывали фильмы Меньшова. Даже если бы там билет стоил денег, я с удовольствием сходил бы еще раз в кинотеатр на «Москва слезам не верит» или «Любовь и голуби». С удовольствием сходил бы! Причем я далеко не того возраста человек, который жил при Советском Союзе. И таких людей много. Просто очень хорошие фильмы. То есть, может быть, как-то нужно менять работу со зрителем?
– Как Вы считаете, нужен ли госзаказ на съёмки определенных кинокартин?
– Понятно, что всегда существует госзаказ на фильмы. Но при этом должна быть какая-то госприемка. А то получается, что государство выделило деньги из налогов, с труда людей, которые все это время ходили на работу, а на выходе получило «Зою». Необходимы жёсткая конкуренция, урезание бюджетов и контроль. Потому что на те деньги, которые сейчас тратятся, можно давно запустить какой-то небольшой спутник на Марс и поднять престиж страны гораздо больше, чем снимать 10-20 таких ужасных фильмов, которые не будут смотреть ни в России, ни на Западе. Как вариант, посадить в приемку военных. Это люди, аффилированные с патриотизмом, патриотическим воспитанием, у них далеко не либеральные взгляды. А почему нет? Если тратятся государственные деньги, значит, за них кто-то должен отвечать. А сейчас получается так, что государство деньги выделило, фильм ничего не собрал, и за это никто не несет ответственности. Это же не 2 рубля в карман положить, там же о миллионах идет речь.
Дмитрий Павленко, специально для News Front