В состоянии ли Вашингтон привести Анкару к послушанию?

В состоянии ли Вашингтон привести Анкару к послушанию?

Противоречия между США и Турцией – следствие несовпадения их внешнеполитических стратегий

4 ноября председатель комитета по иностранным делам Американского сената Роберт Менендес (демократ от штата Нью-Джерси) внёс поправку к проекту военного бюджета на следующий финансовый год (в США начался 1 октября), которая предусматривает проведение проверок экспорта беспилотников из Турции и ограничение продажи запчастей для турецкой программы производства беспилотников.

Американский закон о контроле за экспортом оружия требует, чтобы любое оружие, которое США передают иностранным правительствам, или части оружия, использовались только для самообороны. «Продажа Турцией беспилотников опасна, дестабилизирует обстановку и является угрозой миру и правам человека, – заявил сенатор. – США не следует участвовать в этом, данная поправка подчеркивает, что мы должны не допустить использования американских комплектующих в этих турецких вооружениях».

Менендес обратил внимание на то, что «турецкие беспилотники сыграли решающую роль в прошлогодней войне между Арменией и Азербайджаном». «С тех пор Польша, Марокко и Украина купили Bayraktar TB2, а ряд стран проявили к этому интерес, включая Анголу, Эфиопию, Нигер, Нигерию и Руанду», – подчеркнул сенатор.

Турецкое издание Daily Sabah приписывает эту законодательную инициативу давлению «греческого и армянского лобби в США», с которыми, по словам издания, связан сенатор Менендес, но недовольство Вашингтона действиями Турции не сводится к влиянию того или иного лобби. Противоречия между Вашингтоном и Анкарой накапливаются из-за несовпадения их внешнеполитических стратегий.

«Восходящая и напористая Турция ставит США перед трудным выбором», – отмечает Nikkei Asia. На проходивших 21 июля слушаниях в комитете по иностранным делам Сената США Роберт Менендес обвинил Турцию «в военной поддержке Азербайджану в Нагорно-Карабахском конфликте и содействии переброске наемников из Сирии для участия в боях на стороне Азербайджана», а также в том, что «в Турции арестовано и брошено в тюрьмы больше адвокатов и журналистов, чем в любом другом месте мира».

Принимавшая участие в слушаниях заместитель госсекретаря США по политике Виктория Нуланд выступила в роли «доброго следователя», продемонстрировав более «тонкий подход», и заявила, что есть области, в которых два союзника «твёрдо придерживаются общей политики и мировоззрения», но также «области, в которых у нас есть глубокие разногласия с турецким правительством». Нуланд заверила сенаторов, что Госдеп продолжает «возражать против покупки и развертывания Турцией российской системы ПВО С-400… и любые новые крупные закупки вооружений у России повлекут за собой дополнительные санкции в рамках закона CAATSA (“О противодействии противникам Америки через санкции”)».

Бывший полковник военной разведки США Ричард Аутзен, консультировавший нескольких госсекретарей, в докладе Deals, Drones and National Will, опубликованном Институтом ближневосточной политики (Вашингтон), отметил, что Турция окончательно отошла от политики «нулевых проблем с соседями». «Где-то в 2010-2012 годах произошли коренные изменения во внешней политике Турции, так как они поняли, что если не смогут с помощью жесткой силы протянуть руку и изменить статус-кво, то не добьются никакого результата», – отмечает Аутзен.

Эксперт турецкого Центра исследований кризисных ситуаций и политики Эмре Озан полагает, что в долгосрочной перспективе значение Турции для США будет уменьшаться в связи с тем, что «внешнеполитические интересы США смещаются с Ближнего Востока в сторону Азии», а «самой главной причиной, по которой США считали Турцию важным союзником с прошлого века, была ее близость к Ближнему Востоку».

Иная картина складывается в краткосрочной и среднесрочной перспективе. «Хотя США хотят уйти с Ближнего Востока, это не означает исчезновения американских интересов на Ближнем Востоке, – отмечает турецкий политолог. – США хотят обеспечить стабильность рассматриваемого региона через своих надежных союзников». Именно в несоблюдении своих обязательств как союзника по НАТО и упрекнул Турцию американский сенатор Джеймс Риш.

«Администрация Байдена пытается привязать Турцию к внешнеполитическому курсу США. Для этого Вашингтон разыгрывает санкционную карту… в контексте отношений с Россией. Становится очевидным, что США применяют в отношении Турции метод кнута и пряника», – пишет Эмре Озан.

Насколько действенным окажется американский «кнут», если поправка Менендеса будет одобрена Конгрессом США?

Прежде всего, производство беспилотников «Байрактар» в Турции станет невозможным, так как они практически полностью состоят из иностранных комплектующих. Без программируемых чипов американской компании Xilinx, которые управляют всеми системами «Байрактара», тот не опасней детского самолётика. Далее: в США сделаны радиостанция, антенна, GPS-приемник и трансивер, контакты печатных плат, высотомер, топливный бак и даже колеса и тормоза «Байрактара».

Если санкции будут расширены, встанет вся турецкая военная промышленность, которая полностью зависит от иностранных комплектующих. Так, бронемашина Vuran – лицензионная сборка израильского Hurricane. Турецкая БМП Tulpar и бронетранcпортер Hizir оснащены американскими двигателями и трансмиссией. Туркам стоит остерегаться и санкций Евросоюза, так как турецкие танки Altay оснащены немецкими дизельными двигателями. Столь же зависимо от западного ВПК и турецкое военное кораблестроение. Многие западные военные компании уже прекратили поставки Турции, что и вызвало оживление ее военно-технического сотрудничества с Россией.

Если санкционный режим не поможет американцам вернуть Турцию в стойло заокеанского Большого брата, в ход пойдет «мягкая сила». В последнее время западные СМИ стали развивать тему снижения популярности Эрдогана в Турции и возможности прихода к власти оппозиции.

The New York Times констатирует, что попытки Эрдогана договориться с оппозицией провалились: «Турецкие оппозиционные партии представляют собой всё более сплоченный и организованный фронт, нацеленный на замену президента Реджепа Тайипа Эрдогана и даже на проведение досрочных выборов в следующем году, чтобы бросить вызов его 19-летнему правлению».

Эрдоган безвозвратно утратил поддержку городского населения, считает профессор Университета Мармара Бехлул Озкан, отмечая, что «гегемония политического ислама в двух крупнейших городах Турции закончилась четверть века назад».

Ужесточение санкционного режима, информационная поддержка оппозиции на выборах – вот далеко не полный набор инструментов «принуждения к послушанию», которые Америка будет применять к своему союзнику по НАТО.

Чем сильнее США будут давить на Турцию, тем активней та будет искать внешнеполитическую альтернативу. «На сегодняшний момент Турция практически полностью переориентировала свою внешнюю торговлю на Россию, Китай и Германию. … Новая администрация США должна понять, что старая парадигма изменилась. Если новая власть в Вашингтоне намерена поддерживать контакт с Анкарой, то она должна отменить санкции и заручиться поддержкой, чтобы не толкнуть Турцию в объятия Евразии», – пишет проправительственная турецкая газета Daily Sabah.

Что касается американских санкций против турецкой военной промышленности, то «перед Турцией маячит перспектива полного краха всей прежней оборонно-промышленной ориентации. Альтернатива для турецкой оборонки очевидна – переориентация на взаимодействие с незападными игроками. … Российской оборонной промышленности есть что предложить Турции», – считает директор российского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Владимир Прохватилов, ФСК