Куда завела Украину, проводимая по западным лекалам, судебная реформа

Куда завела Украину, проводимая по западным лекалам, судебная реформа

Без благословения США в стране и куры нестись не будут

Начавшаяся по указке Вашингтона судебная реформа на Украине набирает обороты: 1 декабря при Высшем совете правосудия (ВСП) заработал Этический совет (ЭС), который займется проверкой добропорядочности действующих членов ВСП, а также кандидатов в этот орган.

В состав ЭС, кроме трех украинских судей, вошли ушедшие в отставку судья Верховного суда Массачусетса Роберт Корди, судья аппеляционного суда Англии и Уэльса Энтони Хупер, а также бывший генпрокурор Эстонии Лавли Перлинг.

Согласно закону, решение Совета будет считаться принятым, если за него проголосуют не менее четырех его членов. Но есть нюансы. Для принятия решения нужно, чтобы его поддержали два международных эксперта. Если голоса разделятся пополам, проводится повторное голосование. Если консенсус не будет найден, преимущество будет у решения, которое поддержат не несущие никакой ответственности иностранцы.

Учитывая, что именно ВСП назначает и увольняет украинских судей, формированием судейского корпуса будут заниматься не граждане Украины, а зарубежные кураторы. Хотя это противоречит Конституции страны, Запад пришел в восторг. Послы G7 поприветствовали начало работы ЭС и призвали «все украинские заинтересованные стороны» оказать ему «полную поддержку».

В 2019 году Рада приняла президентский закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности органов судейского управления», вступивший в силу 7 ноября того же года. В результате Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) была ликвидирована, ее работа до сих пор не возобновлена.

В июле 2021 года Рада приняла еще один закон, согласно которому членов ВККС должна отбирать конкурсная комиссия по вопросам добропорядочности из шести человек. Троих членов будет делегировать Совет судей Украины, еще троих – международные иностранные организации, с которыми Украина сотрудничает в сфере противодействия и предотвращения коррупции. Эти эксперты будут иметь решающий голос при отборе кандидатов в ВККС.

Кроме того, комиссия получит право привлекать дополнительных зарубежных экспертов и специалистов, которые будут финансироваться Западом и получат полный доступ ко всем документам и информации, связанной с проведением конкурсов на занятие должностей в ВККС.

Ситуацию с украинским правосудием прокомментировал адвокат Максим Могильницкий: «Организации, финансируемые из прекрасного далека, весело пинают нашу судебную систему, которая и без того вот-вот рухнет. Сегодня ты не можешь дождаться решения по своему делу, а завтра даже иск подать станет некуда. А все ради того, чтобы правосудие в стране осуществлялось лишь с благословения импортных кураторов. Без их разрешения у нас теперь даже курам нестись запрещается».

Председатель правления Института украинской политики Кость Бондаренко заявил о недопустимости прямого вмешательства иностранных структур в дела Украины, однако отметил, что «перспектив отменить задним числом судебную реформу в Конституционном суде, учитывая участие в ней иностранцев, нет». Директор Украинского института политики Руслан Бортник предположил, что «речь идет о некоем соглашении с западными партнерами в обмен на то, что украинская власть получает их лояльность».

Проводимая по западным лекалам судебная реформа, якобы имеющая целью искоренение коррупции, на деле привела к коллапсу института суда как такового. ВСП выступил с заявлением, в котором указал, что «украинские суды страдают от безумного дефицита судей». 8 судов первой инстанции вообще не работают, в 86 осталось по одному судье, в результате чего «137 тыс. граждан лишены доступа к правосудию». ВСП призвал воздержаться «от популистских призывов и обвинений, которые выглядят абсурдными, непрофессиональными и политически ангажированными».

А дальше будет только хуже. И. о. председателя ВСП Алексей Маловацкий предупредил, что если сегодня не хватает более 2 тыс. судей, то в начале 2022 года дефицит достигнет 3 тыс., что составляет более половины от общей численности судейских кадров. «Почти половина Украины останется без доступа к правосудию», – резюмировал он.

Однако Зе-команда, сделавшая ставку на внесудебные расправы с оппозицией с помощью санкций СНБО, по этому поводу не переживает. Ее задача – окончательно подмять под себя Конституционный суд Украины (КСУ).

Зеленский объявил войну КСУ еще в прошлом году, когда тот отменил уголовную ответственность для чиновников за недостоверное декларирование доходов. В ответ Зеленский уволил главу КСУ Александра Тупицкого и судью Александра Касминина, что противоречило Конституции. Юридически они остаются на своих должностях.

Однако поскольку для Зеленского Основной закон что дышло, в конце ноября он назначил двух судей КСУ по своей квоте. Адвокат Ростислав Кравец расценил этот шаг как подготовку к ликвидации суда по указанию послов G7. Тем не менее Зеленский потерпел поражение: суд отказался приводить его судей к присяге и тем самым признал увольнение Тупицкого и Касминина незаконным.

Зеленский торопится разделаться с КСУ по двум причинам. Суд уже начал принимать иски по некоторым его указам и по решениям СНБО, которые КСУ в нынешнем составе, скорее всего, признает неконституционными. Кроме того, Зеленский надумал осчастливить страну своим вторым президентским сроком. Наилучшая для него конфигурация – сначала президентские, а потом парламентские выборы, однако ввиду законодательной коллизии такое возможно только после одобрения КСУ.

Вопрос в том, насколько велики шансы Зеленского во второй раз усесться в президентское кресло. Комитет избирателей Украины заявил, что в его избирательной программе было 30 предвыборных обещаний, из которых полностью или частично выполнено только 9. Ключевые обещания в сфере безопасности и обороны, энергетики и социальной защиты не выполнены. Согласно ноябрьскому опросу Украинской социологической группы, 61,1% украинцев негативно относятся к баллотированию Зеленского на второй срок.

По словам замдиректора Института демографии и социальных исследований Александра Гладуна, к концу ХХІ века население Украины сократится до 22 миллионов и нет путей остановки этого процесса. В конце октября 2021 года государственный и гарантированный государством долг Украины составил $92,63 млрд.

В начале декабря «Нафтогаз Украины», являющийся поставщиком последней надежды, поднял тариф до 47 грн. за кубометр, который должны будут платить 457 тыс. украинских домохозяйств. Для тех, кто пользуется газом для кухни, месячная цена поднимется с 80 грн. до 470 грн. А стоимость отопления газом в частных домах площадью в 100 кв. м подскочит до космических 23 350 грн. По новым тарифам придется платить за отопление больницам, школам и детсадам. При этом государство списывать долги или компенсировать их не собирается.

И пойдут ли граждане голосовать за Зеленского при таком раскладе?

Владимир Пройманов, ФСК