Возникновение трехстороннего военного альянса Австралия-Великобритания-США, получившего звучное название AUKUS, было неожиданным для большинства аналитиков и даже партнеров указанных стран по НАТО
Впрочем, наибольшее возмущение вызвал не столько уровень доверия между союзниками, сколько финансовая сторона вопроса: после того, как Австралия в одностороннем порядке аннулировала сделку с Парижем по поставке подводных лодок на 56 миллиардов евро, глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан назвал AUKUS «ударом в спину».
17 сентября 2021 Франция в знак протеста в связи с заключением данного пакта отозвала для консультаций своих послов из Канберры и Вашингтона. На уровне заявлений Париж поддержала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, заявив о том, что «с одной из наших стран-членов поступили неприемлемо», а значит, Еврокомиссия требует ответа – что случилось и почему.
По всей видимости, ответы из Вашингтона были получены в достаточно убедительной форме: громкий, казалось бы, скандал угас так же быстро, как и сформировался. Несмотря на высказанные Парижем на уровне главы МИДа сомнения в прочности дальнейшего французского сотрудничества с НАТО, в данный момент стабильности североатлантического альянса, по внешним признакам, ничто не угрожает.
Эта история, в очередной раз показавшая истинную расстановку сил в НАТО и уровень «доверия» членов друг к другу, безусловно, может восприниматься как симптоматичное событие.
Однако, важно тут другое: в сжатые сроки и в условиях секретности две страны НАТО, обладающие крупнейшими среди членов альянса флотами, заключили договор с Австралией. А повод для этого пакта был достаточно серьёзен, чтобы пренебречь протестами Франции, и недовольством, в силу солидарности, других крупных союзников по НАТО в Европе.
О том, что создание AUKUS стало главной внешнеполитической целью США на 2021 год, прямо было сказано устами пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки. Точнее, главных результатов американской дипломатии было три – упоминалось также абстрактное «восстановление лидерства США в международных организациях» и «объединение мировых руководителей для решения глобальных проблем», но конкретный результат был один.
Причина, по которой AUKUS прямо и косвенно состоялся как приоритет американской внешней политики, вполне очевидна – это Китай. Или, как ещё более конкретно высказался в интервью Би-би-си Гай Букенштейн, старший директор по обороне и национальной безопасности правительства Северной территории Австралии, «три страны проводят черту, чтобы начать и противостоять агрессивным действиям Коммунистической партии Китая в Индо-Тихоокеанском регионе».
Меры, которые будет использовать AUKUS, были объявлены сразу же после провозглашения нового военного блока. Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон сообщил, что первой крупной инициативой AUKUS станет поставка атомного подводного флота для Австралии. Начать серийное производство АПЛ предполагается не позднее середины 2023 года на верфях австралийской Аделаиды, но техническую и организационную функцию фактически возьмут на себя США и Великобритания.
Построить флот АПЛ, способных длительное время находиться в боевом походе, дал понять Скотт Моррисон, нужно в сжатые сроки. Именно неприемлемый горизонт исполнения «французского» контракта, а также характеристики подлодок, которые по нему должны были строиться, были обозначены как главная причина одностороннего выхода Австралии из соглашения.
Первые подлодки – дизельные, а не атомные – по контракту с французской Naval Group от 2017 года, Австралия получила бы «возможно к 2038 году» и вряд ли бы эти лодки соответствовали технологическим требованиям момента, подчеркнул Скотт Моррисон. Что, впрочем, не совсем корректно с точки зрения технического задания, предполагавшего создание лодок, «превосходящих все имеющиеся по региону». Кроме того, соглашение было рассчитано не только на строительство лодок, но и на создание инфраструктуры для их базирования, а также техническое обеспечение и подготовку экипажей в течение 50 лет.
В истории отвергнутого Канберрой соглашения есть примечательный момент – Париж выиграл конкурс в конкуренции с Токио. Не последнюю роль в принятии решения играло то, что сотрудничество Австралии с Японией могло бы вызвать сложности с Китаем. Как можно видеть, спустя неполные четыре года с момента подписания соглашения с Парижем этот фактор уже не принимается во внимание.
«Малобритания»
Стоит отметить, что AUKUS не сводится к строительству подводных лодок – не менее 8, как отмечал Скотт Моррисон. Премьер-министр Австралии обещал не останавливаться на текущих «военных» 2% ВВП, а среди вооружений, которые станут доступны Австралии, упоминались крылатые ракеты Tomahawk американского производства для оснащения австралийских эсминцев. А также, что даже более важно с точки зрения стратегической перспективы, озвучен тезис о создании национальной военной индустрии Австралии на базе американских ракетных технологий.
Современная армия Австралии, по данным Global Firepower Index, занимает 19- место в мире и насчитывает общим числом 80 тысяч человек (+20 тысяч резервистов) при условии, что в стране проживает свыше 25 миллионов человек. Королевский военно-морской флот состоит из 48 надводных и подводных судов – со своей спецификой.
Так, у Австралии есть достаточно редкие на общем мировом фоне универсальные десантные корабли «Аделаида» и «Канберра», способные нести до 18 ударных вертолетов каждый. Подводных лодок у Австралии всего шесть – дизель-электрических типа «Коллинз», которые были спроектированы в 1987-1989 гг. шведской фирмой Kockums и построены в Аделаиде с 1990 по 2003 год.
Планы по строительству восьми атомных подводных лодок означают кратное усиление количественных и тем более качественных боевых возможностей австралийского флота, до этого момента неспособного выполнять задачи, отличные от чисто-оборонительных. Кроме того, оборонное ведомство Австралии объявило о начале постоянной программы по обучению «атомных» специалистов, способных обслуживать многочисленный атомный подводный флот, выделив на поиск нужных талантов финансирование.
Сразу после заключения пакта AUKUS в Вашингтоне прошел на редкость формальный брифинг для СМИ, с практически полным отсутствием конкретики в ответах. Однако между строк читалось, что «наращивание мышц» Австралии не будет ограничено подлодками и ракетами. Один из журналистов задал вопрос – действительно ли AUKUS предполагает доступ американских бомбардировщиков и истребителей к австралийским аэродромам, и справедлива ли информация о создании в Австралии полноценной отрасли по производству боеприпасов. Эти тезисы опровергнуты не были.
Интересно, что представитель Белого дома вывел на первый план в AUKUS Великобританию, напомнив, что совсем недавно состоялось «значительное развертывание британских войск по всему Индо-Тихоокеанскому региону — очень успешное развертывание авианосной группы».
Напомним, речь идет о дальнем походе в Индо-Тихоокеанский регион флагманского корабля Королевского военно-морского флота Великобритании – авианосца «Куин Элизабет» – который вышел в море в мае, а вернулся в Портсмут 10 декабря.
В семимесячном походе авианосец сопровождали восемь кораблей и судов поддержки, а также подводная лодка. Помимо того, что это был первый за долгие годы выход британского флота в дальние воды, поход запомнился инцидентом 17 ноября, когда британский истребитель F-35B, стартовавший с борта «Куин Элизабет», практически сразу упал в Средиземное море.
«Очевидно, что у Великобритании есть огромные обязанности и интересы в Европе и на Ближнем Востоке, но она также имеет глубокие исторические связи с Азией, – продолжил представитель действующей администрации президента США Джо Байдена. – Я думаю, что они дали нам понять, что действительно хотят сделать больше в будущем, и я думаю, что это четкий и решительный следующий шаг на этом поприще».
«Желание Великобритании существенно активизировать свою игру в Индо-Тихоокеанском регионе» неоднократно подчеркивалось в ходе брифинга. Тем самым был сформирован вполне чёткий месседж – чем бы ни был AUKUS, передовым отрядом данного блока Вашингтон намерен выставить Великобританию. Австралия же в рамках этой концепции становится в военном плане самым дальним английским островом, а упомянутые 8 подлодок, скорее всего, будут построены британскими руками.
Позднее эта точка зрения была поддержана рядом авторитетных экспертов. Подробно вопрос изучает в статье для The Diplomat Дэвид Камру – научный сотрудник и профессор Центра международных исследований (CERI) парижского Института политических исследований (ET) и Вьетнамского национального университета (USSH) в Ханое.
Так, у американских верфей попросту отсутствует свободное место в графике на ближайшие десятилетия, а потребности Австралии, скорее всего, будут сводиться к субмаринам меньшего размера, которые производятся для ВМС США. Скорее всего, считает Камру, будущей основой атомного подводного флота Австралии станет вариация подлодки класса Astute британского флота. Американские производители, такие как Lockheed Martin, предоставят системы вооружения, однако основной их вклад будет выражаться в создании высокотехнологичного оружия.
Камру пишет, что накануне сообщения об AUKUS стало известно о просьбе главкома Королевским военно-морским флотом Австралии к своему британскому коллеге о поддержке.
«Эта просьба понятна: исторически австралийский подводный флот зависел от опыта Королевского военно-морского флота, и ряд старших офицеров родом из Великобритании. Но помимо вопросов товарищества, по вполне рациональным причинам британцы, похоже, ухватились за эту возможность.
На практическом стратегическом уровне AUKUS позволит Великобритании получить больше прав на постоянное базирование своих собственных атомных подводных лодок в Австралии. Это позволило бы обеспечить более устойчивое военно-морское присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе, а не кратковременное развертывание, как в настоящее время», – считает Камру.
Всего через два дня после объявления AUKUS британское правительство заключило два контракта с BAE Systems и Rolls-Royce на первоначальные проектные работы по новому поколению атомных подводных для Королевского флота. С промышленной точки зрения имеет большой смысл разделить затраты на проектирование с надежным партнером-клиентом, то есть Австралией, тем более что BAE Systems уже имеет там значительное присутствие, считает Камру.
«Я думаю, что процесс следующих 18 месяцев должен помочь определить, что конкретно это означает», – резюмировал представитель Белого дома речь об амбициях Великобритании в новом военно-политическом блоке. Тем самым снова обозначив первую половину 2023 года как некую точку бифуркации в реализации проекта AUKUS.
Причина спешки
За последний год в американской аналитике практически мейнстримом стало мнение, что гонку военных флотов США если не проиграли Китаю уже, то этот факт станет очевидным в ближайшем будущем. Крупный военный историк Клод Берубе, преподающий в Военно-морской академии США и отвечавший за ряд направлений в штабе разведки ВМС США, в статье на ресурсе WarOnTheRocks напоминает, что почти два столетия назад Алексис де Токвиль в своей книге «Демократия в Америке» написал, что Америка «была рождена, чтобы править морями».
«Америка достигла этого, но ничто не длится вечно. Мы слышим много разговоров о том, когда вооруженные силы Китая обгонят вооруженные силы США, но если посмотреть на военно-морской флот, то это уже произошло: Китай сейчас располагает крупнейшим в мире военно-морским флотом», – дает актуальную оценку ситуации Берубе.
Историк приводит такие цифры: только 25% из 114 американских надводных боевых кораблей моложе десяти лет. Для сравнения, более 80% из более чем 140 китайских кораблей были введены в эксплуатацию за последнее десятилетие. В начале 2021 года флот США начал выводить из эксплуатации некоторые прибрежные корабли, Китай, напротив, серийно произвел 120 надводных кораблей.
Американские корабли в некоторых случаях работают с использованием технологий десятилетней давности, отмечает исследователь, и стремительно изнашиваются. ВМС США, насчитывавший почти 600 кораблей в конце 1980-х годов, в среднем задействовал только 15 процентов флота. Сегодня, имея менее 300 кораблей, ВМС США задействует более 35 процентов для выполнения своих задач, «втягиваясь в смертельную воронку». Значительный износ кораблей повышает стоимость их содержания, ремонта и модернизации, в то время как у Пекина такой проблемы нет.
Китай намного опережает США в постройке и вводу новых кораблей в эксплуатацию, пишет Берубе.
«Чтобы представить перспективу: от Перл-Харбора до капитуляции Японии прошло 1375 дней. По состоянию на 29 ноября 2021 года с момента ввода в эксплуатацию эсминца «Зумвалт» прошло 1885 дней, а с момента ввода в эксплуатацию авианосца «Джеральд Форд» – 1601 день, и ни один из них не был развернут в качестве боевой единицы», – отмечает эксперт.
Причины упадка и нарастающего отставания ВМС США от флота Китая, считает Берубе, имеют структурный характер. В первую очередь, это отсутствие достижимой стратегии и «слепая вера в собственный маркетинг». Например, пишет Берубе, выступая в июне перед Комитетом Сената по вооруженным силам, министр обороны Ллойд Остин сказал: «Безусловно, у нас самый боеспособный и доминирующий военно-морской флот в мире, и так будет и впредь».
«Хотя поддержка военно-морского флота министром достойна похвалы, это заявление противоречит поддающимся количественной оценке тенденциям и будущему, основанному на сохраняющемся отставании в судостроении», – дает собственную оценку ситуации ученый. Подчеркивая, что необходимо развеять миф о том, что «ВМФ Китая поднимается» – потому что тот уже поднялся.
Благодаря дальновидности и целеустремленности, Китай обогнал Соединенные Штаты по масштабам своей судостроительной промышленной базы, торгового флота и военно-морского флота, пишет Берубе. В то время как Китай создал мощную промышленную базу в судостроении, Соединенные Штаты давно потеряли свое лидерство, а перспективы Вашингтона выглядят весьма уныло.
Берубе призывает к скорейшей перестройке всего подхода к строительству флота, выходу за рамки постоянного конфликта лоббистов разных корпораций и прекращению самообмана, который уже «привёл к Афганистану».
«В противном случае, почти через два столетия после работы де Токвиля, другой наблюдатель может написать, что Америка была рождена, чтобы править морями, повзрослела во время Второй мировой войны и Холодной войны – но состарилась, поседела и устала. Вместо этого пришло время Китаю править морями», – резюмирует аналитик.
Кроме чисто военно-морских нерадостных перспектив, в относительно недалеком будущем по мнению американских же экспертов Китай обгонит США и в экономике в целом.
Год назад Би-би-си опубликовало материал, в дальнейшем ставший основой для сотен репринтов и вариаций. Главная мысль текста сводилась к тому, что Китай обгонит США и станет крупнейшей экономикой мира к 2028 году – на пять лет раньше, чем прогнозировалось ранее. К такому выводу приходит Британский центр экономических и бизнес-исследований (CEBR).
В докладе говорится, что после «сильного восстановления после пандемии в 2021 году» экономика США будет расти примерно на 1,9% ежегодно в период с 2022 по 24 год, а затем замедлится до 1,6% в последующие годы. Напротив, китайская экономика, как ожидается, будет расти на 5,7% в год до 2025 года и на 4,5% в год с 2026-2030 годов. Доля Китая в мировой экономике выросла всего с 3,6% в 2000 году до 17,8% сейчас, и к 2023 году страна станет «экономикой с высоким уровнем дохода», говорится в докладе.
Впрочем, некоторые азиатские аналитики – в основном, представляющие традиционных экономических конкурентов Китая в регионе, Японию и Южную Корею – считают, что всё же не в 2028-м, а в 2033-м. Так или иначе, без резкой смены парадигмы и способа действий лидерство Китая над США неизбежно через 6-10 лет – причем это лидерство будет доминирующим, не только экономическим, но и военным, а также технологическим.
В одной из декабрьских статей The Wall Street Journal приводится спектр мнений авторитетных лиц – начиная от директора ЦРУ Уильяма Бёрнса и экспертов Гарвардского центра Белфера. Мнения сводятся к тому, что «Китай совершил невероятные скачки» в каждой из основополагающих технологий 21 века — искусственном интеллекте, полупроводниках, беспроводной сети 5G, квантовой информатике, биотехнологиях и зеленой энергетике, вскоре может стать мировым лидером. А в некоторых областях – уже стал.
В 2020 году Китай произвел 50% мировых компьютеров и мобильных телефонов; США произвели только 6%. Китай производит 70 солнечных панелей для каждой, произведенной в США, продает в четыре раза больше электромобилей и имеет в девять раз больше базовых станций 5G, а скорость сети в пять раз выше, чем у американских аналогов.
В докладе Комиссии национальной безопасности по ИИ, опубликованном весной 2021 года, предупреждается, что Китай готов обогнать США в качестве мирового лидера в области ИИ к 2030 году. Студенты, родившиеся в США, ежегодно получают примерно столько же докторских степеней в областях, связанных с ИИ, сколько в 1990 году, в то время как Китай находится на пути к получению вдвое большего числа докторских степеней в области науки, техники и математики, чем в США к 2025 году. В отчете Гарварда добавляется, что Китай в настоящее время явно обгоняет США по практическим применениям искусственного интеллекта, включая распознавание лиц, распознавание голоса и финансовым технологиям.
Единственное, в чем США пока впереди – это полупроводники, пишет WSJ. Но Китай вскоре может наверстать упущенное в двух важных областях: производстве полупроводников и разработке микросхем. Производство полупроводников в Китае превзошло американское: его доля в мировом производстве выросла до 15% с менее чем 1% в 1990 году, в то время как доля США снизилась с 37% до 12%.
С военной, экономической, и технологической точек зрения Китай обгонит США не позднее 2033 года. Именно это может быть причиной очевидной спешки в создании нового военно-политического блока AUKUS, а также его ориентации на «sea power».
Но что конкретно может сделать AUKUS Китаю?
«Нить жемчужин» на бутылочном горлышке
Контроль моря для Китая критически важен. Несмотря на масштабные программы по стимулированию внутреннего спроса, экономика Китая, роста которой так опасаются США, на ближайшую перспективу остается ориентированной на экспорт. С учетом географического положения КНР, львиная доля перевозок произведенных на экспорт товаров и входящих на территорию Китая энергоресурсов осуществляется морем. Это обстоятельство делает усиление морских возможностей неизбежным для любого игрока, желающего оказать существенное влияние на экономическое развитие Китая.
Морская торговля КНР имеет одну ключевую точку – Маллакский пролив. Он представляет собой фактически длинный канал протяженностью в 805 километров и шириной от 40 до 2,5 километров, по которому за год проходит свыше 90 000 судов, что составляет около четверти мировых морских перевозок. А также, что наиболее актуально в данном случае, через пролив идет 90% поставок нефти морем в Юго-Восточную Азию, в основном, в направлении Китая. В абсолютных цифрах по проливу транспортируется около 18 млн баррелей нефти ежедневно, из которых 10 идет в КНР, составляя более 80% морского импорта нефти Пекином.
Малаккский пролив обеспечивает также порядка 60-70% внешней торговли КНР. Важно отметить, что для крупнотоннажных судов (например, контейнеровозов, танкеров и газовозов) альтернатива Малаккскому проливу невелика. Есть Зондский пролив, однако в ряде мест его глубина составляет 20 метров.
По прогнозам, к 2025 году через Малаккский пролив должны будут проходить порядка 140 тысяч судов, тогда как его максимальная пропускная способность не превышает 120 тысяч. Соответственно, после достижения предела возможностей, для дальнейшего роста экономики Китая нужны будут дополнительные пути экспорта товаров и поступления энергоресурсов.
Правительство КНР предпринимает ряд мер в данном направлении. Речь идет об общеизвестном проекте «Нового шелкового пути», усиливающего железнодорожные возможности транзита из Китая и обратно через территорию Евразии, а также о создании вариантов морских путей за пределами Малаккского пролива.
В частности, планируется постройка Тайского канала – через перешеек Кра на юге Тайланда. Канал протяженностью до 100 километров обойдется в $25 млрд и потребует привлечения около 30 000 рабочих на протяжении 10 лет. Ещё до того, как Северный морской путь стал полноценным маршрутом, Китай зондирует почву насчет доступа к этой полностью независимой от потенциальных действий США линии.
Но даже в случае возникновения полноценных альтернатив Малаккскому проливу, его значение для Китая будет сохраняться. С учетом вышесказанного становится понятно внимание, которое Китай уделяет гарантиям свободного движения по Малаккскому проливу как минимум на ближайшее десятилетие.
Ещё предшественник сегодняшнего лидера КНР Си Цзиньпиня, Ху Цзиньтао, обозначил выход из «ловушки» Малаккского канала как важнейшую государственную задачу.
Начиная с 2014 года началась модернизация китайской военной инфраструктуры на Парасельских островах в Южно-Китайском море – несмотря на то, что на острова претендуют также Вьетнам и Тайвань. В марте 2019 года Китай подписал контракт на закупку в России 24 новейших истребителей Су-35, пунктом базирования которых должны стать новые базы ВВС, контролирующие регион Южно-Китайского моря
Со своей стороны, США последовательно предпринимает меры по наращиванию боевых возможностей в этой чувствительной для Китая географической точке. В этом смысле, AUKUS стал оформлением военно-политической концепции, реализация которой началась достаточно давно. Так, США заручились согласием Сингапура на использование военно-морской базы Чанги, позволяющей контролировать Малаккский пролив.
Одним из проектов нейтрализации этой угрозы, разработанных Китаем, была концепция «нить жемчужин», предполагающая создание цепочки портов и военных баз на территории дружественных КНР стран на северном побережье Индийского океана. Это серьезный проект, заслуживающий отдельного рассмотрения: достаточно сказать, что самой крупной «жемчужиной» должна стать Мьянма – не случайно государственные перевороты на территории этого государства получают прямо противоположные оценки со стороны Пекина и Вашингтона.
С учетом теоретической задачи по морской блокаде Малаккского пролива, которая должна стать чувствительным ударом по экономике КНР, высказывания президента США Джо Байдена, премьера Австралии Скотта Моррисона и Великобритании Бориса Джонсона о том, что лодки не будут нести ядерное оружие, а будут лишь оснащены «конвенционными» атомными двигательными установками вполне могут оказаться правдой.
Блокада подразумевает в первую очередь такие качества подлодки, как значительная энергетическая автономность и наличие достаточных средств для противодействия кораблям и судам – вооружать такие подлодки ударными ядерными вооружениями действительно нет безусловной необходимости.
AUKUS и Россия
Среди возможных эффектов, которые создание AUKUS окажет на отношения между Россией и США (а также НАТО, как альтер-эго Вашингтона) иногда упоминаются условно-положительные. Например, то, что переориентация англосаксонского мира, выступающего объективным военным ядром НАТО, на Южно-Китайское море означает автоматическое ослабление блока на российских рубежах.
Однако создание AUKUS, как и любого нового военно-политического блока, кроме военной стороны вопроса имеет и политическое измерение. В первую очередь, России придется вступать в сложную дипломатическую игру, стараясь сохранить созданные за долгие годы партнерские отношения с Китаем, Индией, Пакистаном и другими странами, которые так или иначе будут вовлечены в сферу действия AUKUS. И, как правило, будут разведены по разные стороны баррикад, в том числе за счет уже имеющихся договоренностей.
Так, Индия входит в QUAD – неофициальное соглашение о безопасности между США, Австралией, Индией и Японией. Отношения всех этих государств с Китаем хотя и отличаются интенсивностью, но находятся в негативной «зоне спектра», что делает сотрудничество Индии с AUKUS фактически предопределенным. Индийские и китайские военные уже были вовлечены в прямое столкновение в высокогорьях Гималаев. Хотя стороны не применяли огнестрельное оружие, инцидент привел к многочисленным жертвам.
После того, как AUKUS за обозначенные 18 месяцев полностью сформирует организационную структуру и концептуальное понимание дальнейших действий, при условии вовлечения Индии в орбиту AUKUS стоит ожидать ухудшения отношений Индии и Пакистана, солидарного с Китаем по многим вопросам, а также имеющего собственные трения с Индией, не обязательно сводящиеся к Кашмиру.
Стоит также помнить, что среди обозначенных на брифинге после провозглашения AUKUS целей объединения, кроме подводных лодок, было упомянуто развитие в военных целях таких направлений как искусственный интеллект, кибернетика, квантовые технологии и не относящиеся к субмаринам подводные технологии. Под последним подразумеваются различные подводные дроны.
Другими словами, создание AUKUS как минимум резко обострит имеющиеся в регионе межгосударственные противоречия, даст толчок к региональной гонке вооружений, скорее всего – окажет влияние на значительную часть мировой торговли. Это лишь наиболее очевидные последствия.
В первой половине 2023 года AUKUS уже должен быть оформлен как военно-политический блок с достаточным, по-крайней мере концептуальным, информационно-аналитическим и кадровым наполнением, и будет готов к реализации этого потенциала. Это значит, что за 2022 год участники блока и их сателлиты должны провести ряд действий, которые неизбежно будут затрагивать интересы Российской Федерации и дружественных нам государств, что наверняка создаст значительные вызовы для России и потребует активизации нашей роли как государства-посредника.