Власти Молдавии дали понять, что не намерены идти на конструктивный диалог по газовому вопросу с Россией

Власти Молдавии дали понять, что не намерены идти на конструктивный диалог по газовому вопросу с Россией

Руководство Молдовы предупредило население об угрозе приостановки поставок газа из-за невозможности выполнять финансовые обязательства, предусмотренные в осеннем контракте с «Газпромом»

Официальный Кишинев попросил российскую компанию об отсрочке оплаты за январские поставки газа и ищет лазейки в договоре, чтобы вовсе отказаться выполнять свои контрактные обязательства перед Россией.

Не имея своих ресурсов, Молдова полностью зависит от поставок российского природного газа, у которого нет реальных альтернатив не только на сегодняшний день, но и в обозримом будущем. Наличие месторождений углеводородов в соседней Румынии не решает проблемы, поскольку этих запасов недостаточно даже для обеспечения ее собственных потребностей, в результате чего эта балканская страна также является потребителем российского газа.

Казалось бы, в этой ситуации любое правительство Молдовы должно было бы уделять первостепенное значение такому важному вопросу. Однако, как показали события прошлого 2021 года, президент Майя Санду и проевропейское правительство партии PAS во главе с Натальей Гаврилицей весьма своеобразно относится к этой проблеме.

Переговоры по заключению нового газового контракта были инициированы правительством Молдовы буквально «на ленточке», когда срок действия предыдущего контракта уже истек и перед Молдовой во весь рост встала угроза отключения от поставок голубого топлива.

Только тогда в Кишиневе спохватились и отрядили для переговоров с «Газпромом» вице-премьера правительства Андрея Спыну, который также является министром инфраструктуры РМ.

Контракт на поставку газа в Молдову был подписан, однако его условия оказались не столь благоприятны для Молдовы, как хотелось бы в Кишиневе. В первую очередь на это повлияло то промедление, с которым молдавские власти приступили к переговорам. Для сравнения, Венгрия и Сербия начинали подобные переговоры гораздо раньше, в условиях, когда биржевые цены на природный газ были значительно ниже и в результате законтрактовали для себя гораздо более выгодные условия.

Еще одним фактором, который нельзя не учитывать и который, без сомнения, повлиял на рабочую обстановку в ходе переговоров, является внешнеполитический курс нынешней власти Молдовы. И дело тут не в том, что после прихода к власти партии PAS был провозглашен проевропейский вектор развития страны.

Новая молдавская власть демонстративно начала проводить политику, которую нельзя охарактеризовать иначе как антироссийскую.

Новый курс проявился в частности в участии Молдовы в так называемом «Ассоциированном трио», в которое вошли также Украина и Грузия — два постсоветских государства, проводящие неприкрыто антироссийскую политику. Еще одним характерным эпизодом стала поездка главы государства Майи Санду на саммит «Крымской платформы» — достаточно аморфного образования, которое тем не менее однозначно направлено против присоединения Крыма к Российской Федерации.

Еще до начала переговоров с «Газпромом» в Кишиневе раздавались громкие заявления о том, что в случае неудачи в Москве Молдова без труда найдет «альтернативный источник закупки» природного газа. Для этой цели правительство Гаврилицы даже выделило 1,7 миллиарда леев (около 100 миллионов долларов) компании Energocom, которая смогла осуществить разовые закупки газа в Польше и Нидерландах на 0,3 миллиарда леев. Однако этого количество топлива хватало Молдове только на сутки, а другие варианты осуществить не удалось.

В совокупности все эти факторы привели к тому, что Молдова заключила самый невыгодный для себя контракт на поставку природного газа за весь 30-летний постсоветский период.

Помимо цены на газ, которая привязывалась к биржевым котировкам, Молдова обязалась погасить существующую задолженность, которая составляет (без долга Приднестровья) 433 миллиона долларов, а с учетом просрочки платежей — 709 миллионов долларов. Правда, в отдельном протоколе было оговорено, что окончательная сумма задолженности будет определена после дополнительного аудита взаиморасчетов АО «Молдовагаз» и «Газпрома».

Проблемы с выполнением контракта начались буквально в первый же месяц, когда АО «Молдовагаз» просрочило оплату текущего потребления.

Дело дошло до предупреждения со стороны «Газпрома» о прекращении поставок газа в Молдову.

По доброй воле российской стороны срок оплаты в итоге был продлен на неделю. Это позволило молдавской стороне выполнить свои обязательства по заключенному контракту.

Тем не менее проблемы по оплате поставок газа в Молдову остаются.

Уже 11 января вице-премьер Спыну обратился к «Газпрому» с просьбой снова предоставить отсрочку на 10–20 дней для оплаты поставок газа в январе 2022 года.

«Мы в сложной ситуации. Газовый кризис не закончился ни в ноябре, ни в декабре. Он закончится, когда на европейском уровне цены окончательно упадут. Газовый кризис — это кризис не Молдовы, а европейского пространства, затрагивающего нашу страну напрямую. Повлиять на него Молдова не может, у правительства мало инструментов для снижения цены», — сказал вице-премьер.

По словам молдавского чиновника, «”Молдовагаз” сможет заплатить около 35–40 миллионов долларов, а около 25 миллионов может не хватить для аванса. “Молдовагаз” ищет решение этого вопроса. Возможно, что они возьмут кредит или будет найдено другое решение».

Что подразумевается под словами «другое решение» — непонятно. За неделю до Нового года премьер-министр Молдовы Наталья Гаврилица сделала неожиданное заявление о том, что у представителя Молдовы на переговорах с «Газпромом» Андрея Спыну «не было формальных полномочий для подписания протокола», в котором он от лица властей Республики Молдова обязался вовремя погашать платежи, созвать межправительственную комиссию и выполнить еще ряд условий.

Несмотря на то, что далее премьер-министр заявила, что это не делает протокол недействительным и Кишинев в своих решениях ориентируется на подписанный документ, подобные заявления нельзя воспринимать иначе как «пробный камень» для возможного отказа от заключенных договоренностей.

В этой связи также непонятны задержки с определением тех организаций, которые будут проводить аудит состояния взаиморасчетов между «Молдовагазом» и «Газпромом». Например, глава «Молдовагаза» Вадим Чебан считает неправильным решение поручить аудит компании Счетной палате Молдовы.

При этом очевидно, что существующая ситуация не стала неожиданностью для властей Молдовы. Еще неделю назад, 4 января, глава государства Майя Санду провела срочное заседание Высшего совета безопасности, которое было посвящено одному вопросу — ситуации в энергетическом секторе страны, сложившейся в результате недавнего значительного повышения цен на газ на европейском рынке. Говорить о том, что обсуждение носило конструктивный характер, едва ли возможно. Скорее всего, на экстренный характер заседания Высшего совета безопасности повлияли события в Казахстане, поводом для которых стало повышение цен на сжиженный газ — уже в начале года в Молдове начали приходить квитанции на оплату газа и теплоэнергии по новым ценам.

Еще одним поводом для заседания могло послужить заявление бывшего главы украинской компании «Нафтогаз» Андрея Коболева.

По его словам, Украине придется «отбирать» российский газ из транзитной трубы, если «Нафтогаз» не сможет обеспечить достаточный импорт топлива для покрытия суточных дефицитов.

Это заявление связывают с тем, что прекращенный с апреля 2021 года транзит газа через Молдову был возобновлен с 1 января 2022 года. Согласно данным, подтвержденным оператором газотранспортной системы Украины, с 1 по 4 января через Молдову на Балканы уже прошло 15 миллионов 656 тысяч кубометров газа. Предположительно это газ, предназначенный Румынии, которая с апреля 2021 года переключилась на получение российского газа из газопровода «Турецкий поток — 2», отказавшись от поставок газа через Украину и Молдову.

Как сообщает агентство Reuters, только в январе «Газпром» поставит в Румынию 152 миллиона кубических метров газа. Власти Молдовы пока ничего не сообщали об условиях возобновления транзита газа через страну при отсутствии контракта с «Газпромом» о транзите газа по территории Молдовы.

До прекращения транзита газа через Молдову вырученные от транзита суммы шли на субсидирование цены поставки газа. Именно поэтому на данный момент непонятно, каким образом будет оплачиваться этот транзит.

Учитывая, что нынешняя власть Молдовы во многом старается вести страну по пути соседней Украины, не исключено, что Кишинев попытается использовать возобновление транзита через территорию Молдовы для попыток давления на «Газпром».

На данный момент единственным вариантом пополнения средств для расчетов с «Газпромом» является повышение внутренних тарифов на газ. Так, уже на следующий день после заседания Высшего совета безопасности Вадим Чебан сообщил о предстоящем повышении цен.

Вопросы по дальнейшему развитию отношений между Молдовой и Россией в газовой сфере не только не решаются, а наоборот — накапливаются. И первопричиной в этом случае является то, что нынешнее правительство главной своей целью видит обеспечение интересов западных «партнеров по развитию», а не народа Молдовы.

Ранее партия PAS поддержала высказывание бывшего премьер-министра Молдовы о росте тарифов, заявившего, что получение Молдовой более дешевого российского газа будет означать утрату суверенитета страны.

Так власти дали понять, что не намерены идти на конструктивный диалог по газовому вопросу с Россией. Они лучше будут закупать газ втридорога.

В этом заключается «принципиальная позиция» руководства самой бедной страны в Европе.

Илья Киселев, Rubaltic.Ru