Нарушения со стороны украинского правительства прав национальных меньшинств приобрели регулярный, уже системный характер
В случае с русским населением эта ситуация является наиболее показательной как по причине значительного числа представителей русского народа, так и по причине того, что они явно не согласны с тем, что являют собой именно меньшинство, тем более что в ряде регионов русские составляют наибольшую часть населения. Поэтому и основной контекст гражданского конфликта разворачивается по линии «новая украинская нация» – русские Донбасса, отстаивающие право на собственную идентичность, историю, будущее. Тем не менее, нельзя не отметить и множество других идентификационных конфликтов на Украине. Они четко доказывают проблему государственной идентичности и прочерчивают линии разлома, которые невозможно преодолеть политикой, ныне проводимой украинским государством.
Один из примеров проблемы построения государственной идентичности – нарушение прав венгерского меньшинства в Закарпатье, притом, что данное меньшинство имеет некоторый политический опыт, выраженный в деятельности «Партии венгров Украины». Венгерское правительство, которое исповедует идеологию укрепления венгерской идентичности не только в собственной стране, но и за рубежом, активно реагирует на все случаи притеснения венгров. На Украине таких случаев предостаточно, притом, что венгерская община, по оценкам Будапешта, составляет не менее 150 тыс. человек.
Этот аспект является существенным с точки зрения выстраивания отношений Украины как с ЕС, так и с НАТО. Именно Венгрия, озаботившись проблемой нарушения прав соотечественников на Украине, пользуется имеющимися у нее инструментами давления на украинское правительство и блокирует его возможности активизации сотрудничества как по линии НАТО, так и по линии ЕС. Так, в 2019 г. Венгрия наложила вето на совместное заявление стран НАТО по Украине, сославшись на проблемы с положением венгерского меньшинства.
Первым поводом для конфликта стал закон об образовании, принятый Верховной Радой в 2017 г. На него немедленно отреагировали в Будапеште, назвав закон беспрецедентным нарушением прав венгерского меньшинства. Безусловно, против него высказались и Россия, и Румыния, и Болгария, и Молдова. Согласно этому закону, в украинских школах можно преподавать только на украинском языке, так как уже с 2020 г. должно быть ликвидировано преподавание на национальных языках даже в младших классах, что фактически говорит о тотальной украинизации школьного образования и насильственной ассимиляции всех идентичностей. Венгерское правительство потребовало от Украины соблюдать обязательства в отношении национальных меньшинств, прежде всего, венгерского. Переговоры на высшем уровне привели к формированию венгерского района в Закарпатской области.
В декабре 2020 г. стало известно об обысках у лидера венгерской общины Закарпатья и его сподвижников, которые прошли 30 ноября. И это притом, что данная партия не представляет конкуренцию для основных политических игроков. Важно, что обыски проходили под знаком возможного вмешательства со стороны Венгрии в политическую жизнь Украины. В это же время в сетях появились два видео. На одном из них депутаты Сюртовского сельсовета Ужгородского района на церемонии принесения присяги вместо гимна Украины поют венгерский гимн. На втором видео, по всей видимости, представитель «Правого сектора» предупреждает венгерское меньшинство о необходимости следить за своими мыслями об автономии края.
Примечательно, что в качестве ответа на любые возможные провокации со стороны силовиков, представителей «Правого сектора» и других националистов украинская сторона делает ссылки на Россию и якобы ее происки с целью поссорить венгров и украинцев.
А в случае, кода Венгрия требует придерживаться международного права о защите меньшинства, обвиняет ее в лояльном отношении к России. Надо отметить, что это не меняет позицию Венгрии в лице главы МИД Петера Сийярто, который, к слову, также был внесен в список Миротворец. Он уже поднял вопрос о действиях украинской стороны на заседании НАТО 1 декабря, он также обратился к МИД Албании, которая председательствует в ОБСЕ, с просьбой отправить в Закарпатье наблюдательную миссию. Кроме того, 2 декабря представители Венгрии в Европарламенте («Фидес» и Христианско-демократическая народная партия) заявили, что отношения Украины и национальных меньшинств приобрели характер гражданской войны, обвинили украинское правительство в ее разжигании и потребовали осудить этот инцидент. Таким образом, произошедшее снова обнулило предыдущие договоренности сторон. Сегодня Венгрия уже готова более принципиально отнестись к партнерству Украины с разными структурами НАТО.
Не меньшие претензии к украинскому правительству предъявляют этнические поляки, которых насчитывается около 144 тыс. человек. Обсуждение положения поляков на Украине привело к идее подписания двустороннего польско-украинского соглашения в отношении прав польского меньшинства. Кроме того, у польской стороны есть и исторические претензии, которые подпитываются современной украинской политикой, направленной на чествование нацистов и украинских националистов. Так, Организация украинских националистов и Украинская повстанческая армия виновны в геноциде этнических поляков, и теперь они полагают, что должны получить некоторую компенсацию за причиненный ущерб, когда бо́льшая их часть была уничтожена или изгнана.
Этнические румыны (сегодня их около 150 тыс. человек, притом, что сами они себя считают вместе с молдаванами, говоря, что представляют общину в составе 500 тыс. человек) также неоднократно обращались к Бухаресту с просьбой защитить их права от действий украинского правительства, связанных с насильственной украинизацией. Кроме того, представители румынской общины опасаются негативных последствий административно-территориальной реформы на Украине, которая приведет к раздроблению общины на несколько частей в разных районах Украины, что изменит ее политические возможности.
Дополняют эту картину требования русинов на свою национальную автономию. Причем, эти требования стали политической реальностью Закарпатской области еще с 2008 г. Не забудем, что эти линии разлома только подтверждают наиболее глубокий разлом на Донбассе.
В этой политике украинского государства нетрудно заметить реализацию политической программы крайне правых и националистов Украины. Если правительство выполняет их требования на практике, это нельзя игнорировать и полагать, что националистическая составляющая якобы не проявлена в партийно-политическом представительстве. Нет, этот факт невозможно игнорировать. Он – очевидное доказательство продолжения националистического реформирования на Украине. А значит, конфликты в разных форматах будут продолжаться: националистическая Украина не сможет добиться компромисса и урегулировать взаимодействия со своими соседями.
Также очевидно, что правительство не готово проводить реформы, направленные на децентрализацию и признание прав на автономию для меньшинств.
Киев полагает, что любая уступка в этом вопросе для кого бы то ни было приведет к уступкам по отношению к русским Донбасса. Поэтому правительству Владимира Зеленского, как и всем прочим правительствам до него, легче обвинить в сепаратистских акциях по всей стране Россию и пророссийские силы, нежели проводить конституционные реформы.
Любое правительство Украины теперь является заложником националистического угара. При этом даже призывы главы мониторинговой миссии ООН по правам человека на Украине, прозвучавшие еще в 2019 г., не изменили ситуацию. Не менее существенно и то, что проблема прав человека легла в основу межгосударственных взаимоотношений Украины с ближайшими соседями, хотя они, за исключением России, являются членами ЕС и НАТО. Это неизбежно будет влиять на диалог Украины с этими организациями, так что членство Украины в них просто невозможно.
Игорь Мухин, специально для News Front