Казахстан на распутье

Казахстан на распутье

Казахстанский январь поставил перед руководством дилемму: оставить всё, как есть, или сделать однозначный выбор, не обязательно в пользу России

В январе Казахстан пережил трагические события, которые одни эксперты называют попыткой государственного переворота, другие – «цветной революцией». Они сходятся в одном: для Казахстана это только начало, прошедшие события являются только исходным импульсом, поднятую им волну мы увидим позже.

Как и в случае прогнозирования катастроф природного характера, того же цунами, зная повторяемость процессов одного и того же явления, возможно рассчитать последствия.

Для государства таковыми являются: отношение общества к системе государственной власти; отношение большинства к обязательствам государства перед обществом; межнациональное согласие; социальная справедливость; позиция народа по поводу привлечения помощи извне; межгосударственные отношения.

Начнем с последнего. До январских событий этого года Казахстан придерживался многовекторной политики.  Основными векторами были отношения: со странами Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия); исламского мира (Турция, Пакистан, ОАЭ, Катар, Иран); Центральной Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения); США; Китаем; Россией.

В решении возникшей в Казахстане ситуации из перечисленных стран принимали участие только Россия и Киргизия. Последняя, как и Беларусь, участвовала опосредованно путем предоставления контингента в состав миротворческих сил.

С выводом контингента Казахстан должен был определиться по вопросу «кто друг, а кто просто товарищ». Логично было бы предположить, что вектор отношений с Россией должен усилиться, с остальными странами – наоборот ослабнуть.

Практически все произошло наоборот. Исходя из анализа открытых источников, последние межгосударственные переговоры с Россией прошли 12 января 2022 года (президент К.Ж.Токаев принял Генерального секретаря ОДКБ Станислава Зася). После этого контакты с Россией в публичном поле не замечены.

Зато проведены первым лицом государства (К.Ж.Токаевым):

24 января – встреча с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. В этот же день – с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым.

25 января Токаев принял участие в саммите глав государств «Центральная Азия – Китай»;

27 января – в саммите глав государств «Центральная Азия – Индия».

Министерство иностранных дел Казахстана приняло участие (провело):

11 января 2022 года, по инициативе действующего председателя Организации тюркских государств – чрезвычайное заседание Совета министров иностранных дел Организации;

13 января 2022 года, по инициативе кувейтской стороны – телефонный разговор министра иностранных дел Казахстан М.Тлеуберди с министром иностранных дел Кувейта Ахмадом Нассер аль-Мухаммад аль-Сабахомом;

19 января 2022 года, заместитель министра иностранных дел Казахстана Е.Алимбаев провёл встречу с Послом Великобритании Кэти Лич;

26 января 2022 года, по инициативе пакистанской стороны – телефонный разговор Министра иностранных дел Казахстан М.Тлеуберди с Министром иностранных дел Пакистана Макдумом Шахом Махмудом Куреши;

31 января 2022 года, по инициативе Секретариата Организации исламского сотрудничества (ОИС) – телефонный разговор министра иностранных дел Казахстана Мухтара Тлеуберди с генеральным секретарем ОИС Хусейном Ибрагимом Таха;

31 января 2022 года, Министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди провёл встречу с генеральным секретарем Организации тюркских государств (ОТГ) Багдадом Амреевым, в рамках его рабочего визита в г.Нур-Султан.

Налицо тенденция развития отношений Казахстана с исламскими государствами, Великобританией, Китаем и Индией. Стоит предположить, что если присутствует Великобритания, то можно говорить и о связях Казахстана с Турцией, поскольку последняя в течение многих лет является проводником интересов Британии в регионе.

России, ОДКБ, ЕврАзЭС в этом перечне нет, что выглядит очень странно. Выходит, что вектор как страны, оказавшей помощь, так и организацией, с ней связанных, наоборот, снизился.

Перейдя к рассмотрению распространенных убеждений среди народа страны по вопросу привлечения помощи извне, необходимо учесть скандалы последних двух лет, имевших место в казахстанском информационном поле.

Они касаются выступлений как ряда российских персон (Федоров, Никонов, Спицын), по истории становления Казахстана, политики применения казахского и русского языка, так и казахстанских оппонентов (Нарымбай, Альтаев, Мухамеджанов, Серкпаев).

Среди казахстанского сегмента явно продвигалась белой нитью идея о намерении России аннексировать Казахстан, ненужности русского языка, русских – как о агентах Кремля на территории Казахстана, недобросовестности России в отношении экономических привилегий Казахстана в рамках ЕврАзЭС.

Если обратиться к содержанию большинства сообщений Фейсбук, Телеграмм и других, периода с 5 по 11 января, то заметно дальнейшее развитие показанных выше идей. Выражалось это в том, что русским напрямую говорили, что они шпионы, свою непричастность принуждали доказывать знанием казахского языка, поддержкой националистов.

Думается, такие идеи были лоббированы в интересах тех, кто содержит различные НПО на территории Казахстана. Напомним их количество:  более 22000 по состоянию на 2021 год. Зарубежное финансирование получают примерно 200 из них. В числе бенефициаров США, Турция. Финансируемые направления деятельности и проекты позволяют сделать вывод об их целях: это подрыв позиций России в Центральной Азии, продвижение протюркских и западных воззрений, идеалов.

Приведем пример: пока российский миротворческий контингент находился в Казахстане, в сети стали активно распространяться лозунги «Иван иди домой, здесь водки нет!», «сведения» об избиениях русскими миротворцами мирных митингующих, провокационные призывы (якобы от русских, проживающих в северных и центральных регионах Казахстана) создать отряды самообороны с дальнейшим провозглашением независимости и присоединения в России.

Естественно, что часть казахов этому верило и верит до сих пор. Усугубляется это и общим нигилизмом, западными стереотипами в отношении внешней политики России. Упомянем и о странном умалчивании руководством страны массового распространения таких настроений. За последние 5 лет было только одно выступление первого заместителя президента Казахстана Д.Абаева о «пещерном национализме». Остальные факты остались без внимания.

В вопросах социальной справедливости и меритократического общества, обещанных К.Ж.Токаевым, также много вопросов. Президент страны уже неоднократно заявлял о том, что многие олигархи незаконно обогащались, это будет прекращено, деньги пойдут народу. Даже проводилось совещание под его руководством с представителями отечественного крупного бизнеса. По итогам был учрежден фонд «Казахстан хылкына» (народу Казахстана),  в который было перечислено порядка 12,5 млрд.тенге.

Учитывая численность казахстанцев примерно в 19 млн человек, получается, что на каждого её жителя приходится около 700 тенге (чуть более 100 рублей). На такие деньги свое положение не поправишь. Тем более, что поступления в фонд прекратились, нет гарантий того, что они будут на постоянной основе, так же как и гарантий использования денег именно на нужды населения.

Частично положение дел можно было наладить через национализацию, либо возврат контроля над предприятиями добывающей сферы (которых в Казахстане большинство). В настоящее время контроль над большинством из них принадлежит зарубежным компаниям.

Причем доля присутствия китайских, европейских (как и США), турецких увеличивается, российских неуклонно снижается. Но и тут, даже после громких скандалов, связанных с попыткой продажи ГЭС ОАЭ, появилась информация о том, что государственные стратегические активы «Казмунайгаз» и «Казахстан темир жолы» (аналог РЖД) планируют передать в частные руки.

Выходит, что даже при условии постоянных выплат олигархами денег в пользу народа, в том объеме, в котором они эти деньги дают их просто не хватит даже на обеспечение минимальных потребностей. Уж точно улучшить благосостояние они не смогут. Процесс передачи госкорпораций в частные руки также не внушает уверенности в светлом будущем для простого казахстанца.

Крупные политические реформы, государственное переустройство руководством Казахстана не озвучивается. То, что было сделано им в первую очередь, так это усиление вооруженных сил. Так в составе министерства обороны созданы силы специальных операций, которые возглавил Б.Журабаев, кадровый разведчик, ветеран вооруженных конфликтов.

Поднимается вопрос снабжения вооруженных сил новой военной техников и вооружением. На этом моменте необходимо заострить внимание, поскольку от того, у кого Казахстан станет приобретать все необходимое, будет зависеть многое. Как минимум это обозначит стратегический приоритет государства. Будет ли это Россия, Турция, Китай или США покажет время.

Специфика народных волнений показали их отличие по регионам Казахстана: если на юге и западе страны они были достаточно агрессивные, многочисленные, это нельзя отнести к центру и северу Казахстана. Показанные тенденции имеют место быть не только в волнениях, это находит свое отражение и в особенностях языка, традициях, менталитете. В составе унитарного государства не учтены эти особенности. Возможным вариантом решения стало бы преобразование страны в федерацию, состоящую из трех субъектов: севера, юга и запада.

Крайне важно обеспечение доступа всем гражданам к государственной службе, а не только избранным. Обеспечить пропорциональное присутствие и по национальному признаку.

Думаю не секрет, что в Казахстане ярко проявляет себя коррупция и кумовство, возникшее на основе особенностей национального устройства, а именно – разделения на жузы. Да и то, что решается «на верхах» далеко не всегда правильно реализуется на местах. Вариантом решения могло бы стать заимствование у Китая система народного контроля, где в составе правительства присутствует министерство контроля и министерство надзора.

В любом случае, про такого рода реформы ничего не слышно. Действующий президент пообещал разработать реформ и предпринять конкретные шаги к сентябрю месяцу. Учитывая то, что этого момента будет ждать не только народ, но и бенефициары, которые «проспали» попытку революции, если не будет, найдет выход из ситуации, то страну ждет вторая волна революции. При этом, к этому моменту в процесс включатся и многочисленные НПО, агенты влияния, возможно участие «спящих ячеек» радикалов.

Спрогнозировать один сценарий развития ситуации не представляется возможным. В связи с этим, высветим наиболее возможные варианты.

Сценарий первый: российский

Казахстан инициализирует сближение с Российской Федерацией. Начнутся закупки вооружения и военной техники для модернизации имеющегося парка боевых машин. В стране станут открываться филиалы российских учебных заведений, не только высшего образования.

За русским языком будет закреплен статус второго государственного языка. Отношения в рамках евразийского экономического союза будут углублены, как и приоритет российским компаний в противовес западным и восточным в добывающей, перерабатывающей отрасли, создании совместных производств.

В этом варианте развития событий, исходя из показанных ранее настроений в обществе, возможно открытое недовольство действиями руководства страны, что будет подогреваться противниками России.

Активное вмешательство России неминуемо приведет к усилению давления на территории Среднего жуза (как раз центр, север и восток страны), где преобладают обрусевшие казахи и этнические русские. После роспуска парламента, озвученного Токаевым, в него могут прийти активисты с радикальными русофобскими взглядами, выступающие против «оккупантов». Определенные предпосылки в лице Карина и Умарова мы уже видим. В дальнейшем это может перерасти в гражданскую войну по аналогии с Украиной.

Особенно активную роль в этом будут проявлять США, Британия, Турция. В среднесрочной перспективе здесь можно будет найти баланс между интересами всех стран в регионе, поскольку ни одной из них не нужен Казахстан в качестве рассадника терроризма.

Возможным решением может стать преобразование унитарного устройства в федеральное. Создание союзного государства Россия-Беларусь-Казахстан-Узбекистан.

Сценарий второй: восточный

Здесь возможно сближение с Китаем, или же Китаем и Ираном одновременно. Определенные сдвиги в том направлении видны, в том числе переговорные процессы с указанными державами, увеличение присутствия китайских компаний на территории страны (уран, добыча драгоценных металлов).

Казахстан важен для Китая для продолжения стратегии «единого пояса» в качестве транспортного коридора. Не менее важен он и для реализации ядерных инициатив, обеспечения безопасности в Синьзянь Уйгурском округе.

Для России это более приемлемый вариант с точки зрения обеспечения безопасности южных границ. Здесь прослеживается  соединение наших интересов с интересами Китая. Так же будет проведено постепенное вытеснение запада со всех сфер жизнедеятельности Казахстана.

Есть и минусы, один из основных, это то, что славяне, после январских событий, а также в виду ослабевания позиций Кремля в массовом порядке начнут покидать Казахстан. Даже в краткосрочной перспективе это может преобразовать страну в моноэтническое государство, как минимум – государство с подавляющим большинством тюркских народов. Побочным негативным эффектом станет радикализация.

Христианство является определенным балансиром религий, с уходов русских противовес перестанет существовать, его место займет ислам, как преобладающая религия. Это найдет свое отражение и в культуре, ценностях. Все, что ранее было ориентировано на Русский мир, будет переориентировано на культуру Китая, Ирана, возможно, других восточных стран. В любом случае, возможности России в регионе будет ограничиваться.

Сценарий третий: турецкий

Вместо Китая, Ирана или России тандемом может выступить Британия с Турцией. У первой свои давние экономические интересы в Казахстане, так же как и возросшие аппетиты на возможность влияния в регионе. В этом Турция является постоянным и давним партнером соединенного королевства. Оба государства тесно связаны с НАТО.

Расширение сотрудничества возможно в сфере образования, поставок вооружения и военной техники, сырьевых отраслях. В итоге Казахстан может быть использован в качестве опорной базы НАТО для влияния на Россию, Китай, регион в целом. Протурецкое лобби в Казахстане достаточно сильное. Некоторые эксперты говорят о турецком следе в январских событиях. Поэтому развитие в этом направлении не стоит сбрасывать со счетов.

Сценарий четвертый: оставить всё, как есть

В этом случае, после невыполнения обязательств руководством страны, «очнется» оппозиция, поддерживаемая не только НПО, Западом, Турцией, но и самим народом. Дальше будет только гражданская война с переходом на первый, второй или третий вариант. Рассчитывать на то, что «все вернется на круги своя» не приходится.

Здесь вмешается как элита, которую отстранили от руководства, так и заинтересованные в ослаблении России и Китая государства. Лучший период для осуществления ими своих планов назвать сложно: народ, уже попробовав на вкус революцию, не откажется повторить её, особенно если президент страны не выполнит обещания.

Приоритетность сценариев назвать сложно, для этого мало оснований, говорящих об однозначном выборе К.Ж.Токаевым пути развития. Однозначно то, что президент Казахстана Токаев еще не определился с выбором. Итог все же не за горами: он обозначен сентябрем текущего года, когда руководство либо оставит все как есть, или же перейдет к осуществлению одного из сценариев.

РУССТРАТ