«Украина является импортозависимым государством», – сообщили украинским СМИ представители Нефтегазовой ассоциации Украины, комментируя слухи о возможном дефиците топлива
Украинский социум, уже было смирившийся с неизбежностью кризиса энергетического, обусловленного возможными ограничениями поставок электричества с территории России и Белоруссии, буквально на днях осознал новую опасность, которая может стать реальностью уже в ближайшее время.
В начале февраля Белоруссия закрыла транзит нефтепродуктов, которые идут из Литвы на Украину. Формальной причиной подобной блокады стал отказ властей Литвы после введения американских санкций переваливать через свою территорию белорусский калий, но руководство Украины увидело в данном событии тревожный знак. В Киеве считают данный поступок официального Минска началом энергетической блокады, которая получит развитие уже в ближайшем будущем и приведет к тому, что до конца февраля с украинских АЗС исчезнет российское и белорусское топливо.
Потеря литовского импорта уже сама по себе является серьезным вызовом для Украины, так как Литва обеспечивала около 7% потребности страны в дизельном топливе и бензине. Но еще большим вызовом станет для Украины прекращение поставок ГСМ с территории России и Белоруссии, что на фоне окончательно испортившихся отношений уже не кажется неким маловероятным событием.
«В конце февраля не будет нефтепродуктов из Белоруссии и России. Я прогнозирую энергетическую блокаду Украины на момент минимального остатка природного газа в хранилищах. Предварительно, в конце февраля – начале марта», – прокомментировал ситуацию украинским журналистам директор компании «Укравтономгаз» Андрей Дорофеев.
Украинские эксперты и участники топливного рынка настроены отнюдь не оптимистично и уверены в том, что, несмотря на все заверения официального Киева в том, что страна готова к любому повороту событий, Украина уже в ближайшее время может столкнуться с настоящей катастрофой. Особенно остро дефицит топлива может проявиться в период посевной, учитывая тот факт, что именно Россия и Белоруссия покрывают своим импортом более 70% потребности Украины в дизельном топливе. Помимо этого с территории двух соседних государств на Украину поступают еще и бензин, сжиженный газ и авиационное топливо.
«Во многих европейских странах уже сформированы 90-дневные запасы нефти и нефтепродуктов, как это предусматривает Директива 2009/119/ЕС», – заявили в НАУ, отвечая о мерах, предпринимаемых для того, чтобы избежать топливного коллапса, который неизбежно возникнет после ухода с украинского рынка поставщиков из России и Белоруссии.
Во многих, но не на Украине. Все дело в том, что для того, чтобы сформировать даже 90-дневный запас, нужны не только серьезные средства, но и соответствующая инфраструктура, которая на Украине на сегодняшний день отсутствует. Да и каких-либо действий по формированию хотя бы минимального запаса ГСМ официальный Киев на сегодняшний день не предпринимает.
Вместо того, чтобы действительно озадачиться смягчением последствий назревающей проблемы, украинские политики заявляют о возможности поставки горючего кораблями через акваторию Черного моря и убеждают население в том, что дефицит топлива не приведет к резким скачкам цен на бензин и дизель, так как в стране действует система государственного регулирования цен на ГСМ.
Но эксперты и участники топливного рынка не прониклись оптимизмом киевской власти, так как, по их мнению, поставки морем не способны покрыть дефицит топлива, а государственное регулирование может и будет до каких-то пор сдерживать ценообразование, но затем приведет к тому, что некоторые виды ГСМ просто исчезнут с заправок, так как предприниматели не готовы работать себе в убыток. Что касается имеющейся на территории Украины инфраструктуры, то даже полная ее загрузка поможет сделать запас по бензину и дизельному топливу максимум на месяц, по автогазу – на десять дней.
Сегодня крайне сложно сделать вывод о тех мотивах, которые вынудили Белоруссию перекрыть поставки ГСМ на Украину из Литвы. Возможно, это действительно первый этап запланированной энергетической блокады недружественного государства, политики которого поддерживают санкционную войну, развязанную объединенным Западом против Белоруссии и России. А может быть речь идет всего лишь о банальном выдавливании с рынка конкурентов, так как именно Белоруссия в перспективе может поставить на Украину недополученное из Литвы топливо. Но как бы там ни было, сегодня абсолютно очевидным стал тот факт, что Украина – импортозависимое государство. И зависит она в первую очередь от России и ее ближайшего союзника – Белоруссии.
Учитывая очевидность подобных выводов, крайне сложно понять, зачем официальный Киев умышленно толкает страну в пропасть, портя отношения с теми государствами, которые являются настоящими гарантами дальнейшего существования Украины. Ведь сегодня всем и каждому понятно, что коллективный Запад, заманивающий Украину в свое лоно, не способен обеспечить стране ту стабильность, которую ей ранее обеспечивали «недружественные» режимы России и Белоруссии.
Анна Пономарева, Сегодня.Ру