Специальная военная операция, развернутая на территории Украины российским лидером, в ловких руках нефтяных спекулянтов Молдовы, явилась достаточно мощным ценовым оружием против собственного населения. Автозаправки терпят заторы, кое-где топливо на подходе или и вовсе закончилось. Спонсировавшие президентство Санду, «нефтяники» ситуацией очень довольны.
Топливный ценник, бесспорно, во многом определяет положение сектора экономики. На него завязано многое: это и расходы аграриев, и международные транспортные тарифы, и логистика, и масса иных немаловажных нюансов.
Куда проще приходится странам, способным полагаться на собственные ресурсы и индустриальную сырьевую обработку. Молдова к их числу явно не относится и существует за счет импорта.
Подогревает ситуацию и курс, взятый партией PAS, назвать ее политику социально направленной не представляется возможным. А значит, удивляться топливному коллапсу было бы странно.
Топливный рынок Молдовы затрясло еще в прошлом году. Уже тогда заговорили о том, что «нефтяники» – в сговоре. Стоимость топлива росла за пару дней, водители негодовали. Однако регулировать всеобщую ценовую истерию ни правительство, ни НАРЭ оказались не в силах.
В сжатые сроки вопрос мигрировал в политическую плоскость. Власти засуетились и были вынуждены прибегнуть к поправкам к закону, отвечающему за ценовую политику.
Президент Молдовы Майя Санду одобрила поправки в закон, но отметила, что законопроект «слабый» и «противоречивый», добавив, что следующий парламент должен внести необходимые изменения. После того как 1 июля новые правила вступили в силу, бензин и дизтопливо удалось заметно, хоть и ненадолго, удешевить – цена, наконец, сползла на 30–40 банов.
Заметно ситуация начала меняться с формированием нового парламента. Стоимость бензина и дизеля отныне устанавливали и обновляли в НАРЭ, в состав которого входили высокооплачиваемые специалисты из числа проевропейских сторонников PAS.
Тут-то все и началось. Каждый день Агентство бессовестно обрушивало на головы бедного потребителя новые цены, их рост обретал все более грозный характер. Только за 2021, к примеру, А-95 сделал скачок более, чем 46% в евро.
Очевидно, что специальная военная операция, направленная денацификацию и демилитаризацию Украины, подарила топливным гигантам Молдовы и НАРЭ прекрасную возможность обобрать собственных граждан. 10 марта А-95, к примеру, вырос на 99 банов и достиг отметки в 26,68 лея за литр. Не менее грустно обстоит и ситуация с дизелем.
Совершенно ясно одно, репутация высших чинов Молдовы по причине топливного кризиса, накрывшего страну – под большим вопросом. Сдерживающим фактором для возможных протестов негодующего населения пока еще остаются запреты на митинги и объявленное в стране ЧП
.