Прозрение Молдавии: НАТО представляет для страны опасность

Прозрение Молдавии: НАТО представляет для страны опасность
Источник изображения: headtopics.com

После начала военной спецоперации России на Украине в Молдове резко сократилось количество людей, поддерживающих НАТО

Все годы после распада СССР западные структуры постепенно опутывали республику своими сетями, навязывая местному населению мнение, что только Североатлантический альянс может защитить их от «российской оккупации». Несмотря все эти усилия, жители Молдовы приходят к осознанию того факта, что НАТО — ненадежный партнер, представляющий потенциальную опасность для всех, кто находится с ним «в одной лодке».

Сегодня уже практически всем понятно, что военная спецоперация России на Украине обусловлена не только фактическим скатыванием киевского режима к неонацизму, но и стремлением не допустить вступление Украины в НАТО и создание на ее территории плацдарма для давления на Россию.

Процесс вовлечения в сферу влияния Североатлантического альянса развивался в постсоветских государствах по-разному. Республики, получившие независимость после распада СССР, поначалу рассматривались в качестве санитарного кордона между Россией и НАТО.

Но постепенно они стали подпадать под контроль Альянса не только путем установления военных связей, но и посредством различных политико-экономических программ, таких, например, как хорошо известное «Восточное партнерство». Этот проект был направлен на переориентацию хозяйственно-экономических, политических и культурных связей с Востока на Запад.

Классическим примером в этом плане может служить Молдова. Эволюцию взаимоотношений этой маленькой страны с НАТО вполне можно назвать «ползучей экспансией». Все начиналось с достаточно невинных гуманитарных программ — утилизации просроченных пестицидов и противопехотных мин и поддержки загибающегося молдавского научного сообщества.

В 1994 году НАТО инициировало программу «Партнерство во имя мира» (Partnership for Peace, PfP), которая официально была направлена на укрепление доверия и осуществление мер по достижению большей безопасности на планете, а неофициально стала действенным инструментом расширения Альянса на постсоветском пространстве.

Первый президент Молдовы Мирча Снегур объявил о готовности страны присоединиться к программе «Партнерство во имя мира» почти сразу же после ее принятия в январе 1994 года и уже 16 марта подписал рамочный документ PfP.

Тогда же Молдова вступила в ряд дочерних подразделений Североатлантического альянса. Однако первое время взаимоотношения Кишинева с Брюсселем ограничивались в основном научно-экологическим сотрудничеством. Была создана Ассоциация научно-образовательной сети RENAM, которая на деньги Евросоюза и НАТО начала работу по подключению к Интернету вузов, школ, библиотек, музеев, медицинских учреждений.

С 1997 года молдавское руководство решило установить контакты с Брюсселем на постоянной основе: чрезвычайный и полномочный посол Молдовы в Бельгии стал одновременно и представителем в НАТО.

Был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросу безопасного уничтожения окислителя жидкого ракетного топлива — меланжа и ликвидации противопехотных мин и снарядов. Для создания специальной химической лаборатории, проводившей исследования в этом направлении, молдавское правительство получило грант в размере 3 млн долларов. А в 2003–2004 годах при финансовом содействии Запада в Молдове был развернут проект по уничтожению непригодных пестицидов.

«Гуманитарный» этап взаимоотношений закончился после того, как молдавская сторона сорвала подписание «Меморандума Козака» об окончательном урегулировании Приднестровского конфликта, что вызвало резкое охлаждение отношений между Молдовой и Россией. При этом сотрудничество Кишинева с НАТО и ЕС заметно активизировалось.

Роль своеобразного рубежа при переходе к военному партнерству сыграл саммит стран Совета Североатлантического сотрудничества, состоявшийся в июне 2004 года в Стамбуле, на котором было принято решение о том, что НАТО в первоочередном порядке будет оказывать помощь тем странам, которые внедрят у себя так называемые Планы действий — индивидуальные, по борьбе с терроризмом или по созданию оборонительных организаций.

По сути, это был механизм по интегрированию страны в структуры Альянса: документ предусматривал реформирование всей системы безопасности и обороны Молдовы на манер НАТО, а также перевод национальной армии на натовские стандарты.

После того как в 2009 году к власти в Молдове пришла прозападная коалиция, необходимость «в формальных ограничениях для расширения сотрудничества с НАТО», как говорили эксперты, отпала, и началось стремительное сближение страны с Брюсселем. В апреле 2013 года парламент ратифицировал двустороннее соглашение с Евросоюзом об участии в операциях ЕС по управлению кризисами.

Таким образом, республика официально согласилась участвовать не только в миротворческих, но и в военных международных миссиях.

В 2014 году на саммите в Уэльсе Молдова присоединилась к так называемой Платформе совместимости операционных партнеров НАТО, главной целью которой было объявлено «эффективное взаимодействие между солдатами разных стран, участвующих в операциях». Для достижения этого «эффективного взаимодействия» начали перевод молдавской армии на стандарты НАТО.

Все эти действия и шаги предпринимались без оглядки на то, что в Конституции четко и однозначно зафиксирован статус Молдовы как нейтрального государства.

В конце ноября 2016 года было подписано соглашение об открытии Бюро НАТО в Кишиневе. Подписи в штаб-квартире Альянса в Брюсселе поставили премьер-министр Молдовы Павел Филип и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Документ был ратифицирован парламентом в декабре того же года и вступил в силу до инаугурации нового президента Игоря Додона, который заявлял о своей категорической приверженности соблюдению нейтралитета не только на бумаге, но и на деле.

После избрания в 2020 году главой государства Майи Санду и прихода к власти проевропейской партии PAS крен в сторону Запада во внешней политике Молдовы еще больше усилился, что вызвало серьезную обеспокоенность оппозиционного Блока коммунистов и социалистов.

«В утвержденном правительством страны новом Индивидуальном плане сотрудничества с НАТО на 2022–2023 годы говорится о проведении многоуровневых политических консультаций Кишинева со странами — членами НАТО по вопросам внешней политики и безопасности. Утвердив этот документ, руководство Молдовы тем самым одобрило расширение контроля НАТО над Вооруженными силами страны и передачу Североатлантическому альянсу информации оборонного характера», — заявили оппозиционные политики.

Резкую оценку политика Санду получила и в Тирасполе. «Нейтралитет Молдовы, прописанный в Конституции, это миф, на самом деле. А то, что на своей территории — ну, подумаешь! — какие-то центры НАТО есть, совместные учения молдово-натовские, совместные батальоны, — это все нормально, понимаете? Это все не к добру, это эскалация по сути своей. К чему она приведет? Дай Бог, не к войне», — заявлял лидер Приднестровья Вадим Красносельский.

Процессы сближения Молдовы с НАТО сопровождались деятельностью в стране прозападных НПО, продвигавших пропагандистские программы популяризации отказа страны от нейтрального статуса. Этим же занимался и целый ряд СМИ, созданных на европейские и американские гранты, что привело к тому, что у определенной части населения Молдовы понятие нейтралитета стало ассоциироваться исключительно с требованиями о выводе российских миротворцев из Приднестровья.

Участие же молдавской армии в мероприятиях Североатлантического альянса — учениях и зарубежных военных миссиях — преподносилось как абсолютно нормальное явление, никоим образом не посягающее на нейтралитет Молдовы. При этом НАТО представлялся исключительно как миротворческий блок, гарантирующий защиту страны от «российской оккупации».

Симптоматичным примером стало заявление экс-посла Молдовы в Бухаресте Михая Грибинчи о том, что в случае масштабных боевых действий на территории Украины правительству Молдовы следует обратиться к Румынии с просьбой ввести войска на территорию Бессарабии, чтобы они встали на линии реки Днестр, как это произошло в 1918 году при аннексии Румынией этой территории. По мнению Грибинчи, румынские солдаты защитят Молдову от «орд Путина».

Хотя на самом деле подобный шаг может привести к тяжелым последствиям как для Румынии, так и для НАТО в целом, не говоря уже о Молдове.

В случае военного столкновения между Вооруженными силами России и Румынии на территории Молдовы применение Пятой статьи устава НАТО крайне маловероятно, и Бухарест останется с Москвой один на один. При этом сама Молдова станет полем битвы двух сторон. Призывы, выдвигаемые деятелями, подобными Грибинче, весьма непопулярны среди молдаван — особенно на фоне того тотального разочарования в НАТО, которое наблюдается с момента начала российской военной спецоперации на Украине.

Киев уже открыто обвиняет НАТО в предательстве от осознания того, что Украина была просто использована Западом для атак на Россию и впоследствие брошена на произвол судьбы. Что касается настроений в Молдове, то их лучше всего иллюстрирует результат опроса, проведенного в конце марта.

Он свидетельствует о том, что доверие к Североатлантическому альянсу за последние полгода снизилось с 33,4 до 21,7 процента. Понимание того факта, что НАТО — ненадежный партнер, представляющий потенциальную опасность для всех, кто находится с ним «в одной лодке», пришло и в Молдову.

Однако есть серьезные сомнения, что это понимает нынешняя власть в Кишиневе.

Илья Киселев, Rubaltic.Ru