Бердянский порт будет жить

В пятницу, 3 июня, президент России Владимир Путин сообщил, что порты Азовского моря, Бердянск и Мариуполь, находятся под контролем РФ. А также что Россия готова обеспечить беспроблемный вывоз в том числе украинского зерна. В тот же день в районе порта прогремел мощный взрыв, но власти города успокоили: это было завершение разминирования объекта

Источник: yakutsk.ru

У истоков создания Бердянского порта стоял Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор, светлейший князь Михаил Воронцов — тот самый, несправедливо ославленный Пушкиным. В 1824 году он отправил экспедицию с целью найти место для нового порта на Азовском море, каковое и было найдено около Бердянской косы (она названа по реке Берде, название которой, по предположению лингвистов, означает «текущая среди обрывистых берегов» и имеет итальянское происхождение).

Пристань в Бердянске была построена в 1830 году, и новый порт сразу стал центром экспорта новороссийского зерна.

Порт дважды разрушался — во время Гражданской и Великой Отечественной войн — и дважды отстраивался. В советское время он был главным портом Запорожской области, через него шли продукция горно-металлургического комплекса, машиностроения, сельского хозяйства — всего, что производилось в области. Оборот порта в 1989 году составил 2,8 миллиона тонн.

После распада СССР порт пережил тяжёлый кризис, но приход крупного частного капитала исправил ситуацию — к середине 2000-х перевалка грузов в порту достигла 2,5 миллионов тонн. В 2017 году порт начал принимать к погрузке балкеры типа Handysize, водоизмещением около 30 тысяч тонн.

Временный расцвет порта случился после событий 2014 года — изменение логистических схем в результате войны привело к тому, что в 2015 году через Бердянский порт прошло почти 4,5 миллиона тонн грузов. Потом, правда, на фоне стабилизации ситуации (нормально заработал гораздо более мощный Мариупольский порт) и торговых войн с Россией оборот порта падал и в 2020 году составил 2,15 миллиона тонн. По 2021 году полных данных укрстата нет, но, судя по итогам десяти месяцев, что-то около 1,7 миллиона тонн (близко к абсолютному минимуму — 1,5 миллиона тонн в середине 90-х).

В 2018 году в Бердянске была основана база ВМСУ «Восток». В состав бердянского дивизиона вошли четыре бронекатера «Гюрза-М», корабль управления «Донбасс» (бывшая плавмастерская), буксир «Яны Капу» и патрульный корабль (бывший буксир) «Корец» и несколько береговых подразделений — морской пехоты и артиллерии.

Создание полноценной базы на основе части сооружений порта предполагалось закончить к четвёртому кварталу 2022 года, но…

С началом СВО Бердянская ВМБ вела активную деятельность по отражению «российской агрессии», о которой «агрессор» узнал из захваченных на базе документов. На практике база (как и весь город) была сдана без боя 27 февраля. На это время в порту находились бронекатера «Аккерман» и «Вышгород», а также «Корец» (остальные корабли и суда находились в Мариуполе). 26 мая «Аккермане» был поднят Андреевский флаг, он вошёл в состав Черноморского флота и направлен для несения службы в Севастополь.

Российские десантные корабли выгружали в порту военную технику. ВСУ нанесли по городу несколько ракетных ударов (что характерно, 1 марта украинские СМИ сообщили, что сбитая около города «Точка-У» была российской).

24 марта в порту произошёл сильный пожар, в результате которого был затоплен БДК «Саратов» и повреждены «Новочеркасск» и «Цезарь Кунников». Капитан последнего Александр Чирва погиб. Украинская сторона заявляла, что пожар — следствие ракетного удара. СМИ сообщали о возможности диверсии при помощи заранее заложенного фугаса.

Длительный процесс разминирования порта косвенно подтверждает эту версию.

На момент освобождения города в порту находились пять иностранных торговых судов с 22,6 тысячами тонн зерна. Украинские СМИ успели радостно сообщить, что они захвачены россиянами, но 18 марта стало известно, суда направляются к грузополучателям.

30 апреля украинское министерство инфраструктуры официально закрыло Бердянский порт до восстановления контроля за ним (к этому моменту порт уже два месяца контролировался российскими войсками и это было официально признано властями Запорожской области).

2 июня украинские СМИ сообщили, что капитан Бердянского морского порта Николай Еременко перешёл на службу России. 7 июня спикер министерства обороны России Игорь Конашенков заявил, что порт начал работу в штатном режиме.

Бердянский порт — важный инфраструктурный объект, прежде всего с точки зрения обеспечения транспортных потребностей Запорожской области. Всё же Херсонский и Мариупольский порты находятся дальше. Сейчас, понятно, большая часть торговли в области ведётся через Крым, но со временем грузопоток пойдёт через Таганрог, Тамань и Ростов-на-Дону.

Так же, как в случае с портами Крыма, проблемой Бердянского порта будет отсутствие международного признания. Иностранные суда тут грузиться, скорее всего, не будут, и то же запорожское зерно, скорее всего, потребует перегрузки в российских портах. Украинское зерно через Бердянск, разумеется, не пойдёт — с точки зрения официального Киева, порта как бы не существует. Даже несмотря на невозможность использования портов Одесской области.

Так что рассчитывать на рекордные объёмы перевалки грузов не приходится. Для сравнения, если в 2013 году Феодосийский порт осуществил перевалку 2,6 миллиона тонн грузов, то в 2021 — всего 0,2 миллиона (правда, прошлый год был для портового хозяйства Крыма откровенно провальным). И тем не менее порт будет жить.

Василий СтоякинУкраина.ру