На саммите ЕС в Брюсселе 23 июня было принято решение предоставить Молдове и Украине статус кандидатов на вступление в Евросоюз. Но, учитывая экономическую и внутриполитическую ситуацию в этих странах, это не столько некий «сертификат соответствия» европейским стандартам, сколько поощрение за конфронтацию с Россией
Украинские и молдавские власти обещают населению скорое принятие в «высшее общество» и преподносят решение Брюсселя как собственное достижение, ведь похвастаться им больше особо нечем.
Первым об этом решении сообщил председатель Европейского совета Шарль Мишель: «Сегодняшний день — решающий шаг на вашем пути в ЕС. Поздравляю Владимира Зеленского и Майю Санду, а также народы Украины и Молдовы. Наше будущее вместе».
Высокопоставленный европейский чиновник сделал заявление практически «по Фрейду», поздравив в первую очередь не местное население, а глав государств. И это не случайно, ведь произошедшее является определенным достижением именно для Зеленского и Санду, в то время как обстановка в Молдове и на Украине гораздо ближе к какой-нибудь бедной африканской стране, чем к процветающей европейской.
Очевидно, что эту ситуацию нельзя сравнивать с той, когда в прежние годы в Евросоюз принимались страны с более развитой экономикой и гораздо более высоким уровнем демократии. Нынешнее решение является чисто политическим актом.
При этом получение заветного статуса ничем не обязывает Брюссель перед новыми кандидатами — срок пребывания в этом «предбаннике» не ограничен. Например, Турция получила статус кандидата в ЕС еще в 1999 году, но с тех пор практически ни на шаг не продвинулась дальше.
Чтобы «приблизиться» к вступлению в ЕС, Владимиру Зеленскому оказалось достаточно ситуации, когда на территории Украины разгорелся вооруженный конфликт, а Майе Санду — практически полного разрыва отношений с Россией и экономической катастрофы в Молдове. Для преодоления последнего барьера на пути в ЕС — Копенгагенских критериев (критерии вступления стран в Европейский союз — прим. RuBaltic.Ru) — требуется гораздо больше политической мудрости и навыков государственного управления, чем можно наблюдать у этих президентов.
Сегодня сложно представить себе любые другие европейские страны, находящиеся так же далеко от статуса полноценных членов Евросоюза, как Украина и Молдова.
Эти два государства не только не соответствуют Копенгагенским критериям, но и могут служить примером того, каким не должен быть будущий член ЕС:
— экономика, ни в малейшей степени не соответствующая понятию «рыночная»;
— падение производства и массовый отъезд граждан за рубеж в поисках работы, как следствие — резкая депопуляция;
— коррупция, пронизывающая все ветви государственной власти на всех уровнях;
— судебная система, «заточенная» под обслуживание интересов власти и олигархических групп;
— отсутствие элементарной политической культуры, являющейся непременной частью демократического общества;
— борьба с оппозицией с использованием административного ресурса и подконтрольной юстиции вплоть до уголовного преследования;
— притеснение граждан по национальному признаку, запрет на обучение на языке нацменьшинств, цензура в СМИ;
— неурегулированные вооруженные конфликты и утраченная территориальная целостность.
Вот с таким «букетом» пришли к получению статуса кандидата в ЕС Украина и Молдова.
При этом решение принято. Тем самым официальным Киеву и Кишиневу дали сигнал, что их поведение во внутренней и внешней политике допустимо при условии сохранения лояльности Западу и беспрекословном выполнении спускаемых оттуда директив. За это будут предоставлены определенные блага, пусть и носящие символический характер.
Подобная оценка встречается и в публикациях западных СМИ.
Guardian: «ЕС драматически ускорил процесс. В конце февраля насчитывалось не менее десяти стран, которые выступали против украинской кандидатуры. Перемена настроения связана с боязнью европейских лидеров прослыть отрицательными историческими персонажами».
Financial Times: «Резвый старт вряд ли приведет к столь же внезапному членству. Киев должен выполнить ряд условий, связанных с верховенством закона, коррупцией и судебной системой, чтобы перейти к следующему этапу переговоров о вступлении».
Американская Washington Post выражает мнение, что выполнение необходимых условия вряд ли произойдет, поскольку «нынешняя ситуация крайне затруднит исполнение требуемых реформ».
В этом отношении даже пробуждается определенное сочувствие по отношению к Грузии, которая, несмотря на многие недочеты, находилась намного ближе к статусу кандидата, чем ее партнеры по «Ассоциированному трио».
Судя по всему, в Тбилиси, осознав важность экономических отношений с северным соседом, проявили, по мнению европейцев, недостаточно энтузиазма в конфронтации с Россией, в отличие от Киева и Кишинева.
Именно это, по мнению многих экспертов, и стало причиной того, что Грузию «отцепили» от Украины и Молдовы при принятии решения, пообещав сохранение неопределенного статуса «европейской перспективы».
Впрочем, и для новоиспеченных кандидатов полученный статус не добавляет определенности по срокам получения полноценного членства в ЕС. Кроме Турции, которую «маринуют» в этом статусе с конца прошлого века, в ожидании принятия в «европейскую семью» годами томятся Албания, Сербия, Черногория и Северная Македония. Таким образом, особых внешнеполитических дивидендов ни Молдова, ни Украина не получают.
А вот во внутриполитическом плане у руководства этих стран есть достаточно оснований для пиар-кампании по поводу такого достижения, которое уже представляется как историческое событие.
«Исторический день для Молдовы! Государства — члены ЕС предоставили нам статус кандидата в Евросоюз. Недвусмысленный и сильный сигнал поддержки наших граждан и европейского будущего Молдовы. Мы благодарны и намерены следовать по пути реформ», — написала в социальной сети президент Молдовы Майя Санду.
«Молдова воспользовалась исторической возможностью, предоставленной Европейским союзом. Это шанс, который мы не могли упустить, с политической силой, искренне приверженной реформам, с желанием принести в Молдову европейские экономические и социальные стандарты. Я знаю, что присвоение этого статуса было непростым решением. Мы работали на него до последнего момента. Мы вели крупную дипломатическую битву, чтобы убедить европейских политиков поддержать нас. И мы сделали это!», — поддержала главу государства премьер Наталья Гаврилица.
По сути, власти Молдовы на фоне настоящей катастрофы в экономике, ежедневного роста цен на бензин, дизтопливо, ЖКХ и продукты питания получили повод не только заявить о некоем «достижении», но и продемонстрировать, «ради чего все это происходит».
И все это несмотря на то, что подавляющее большинство молдаван озабочено проблемами выживания, а не получением страной неких мифических статусов.
Судя по всему, молдавское руководство будет на полную катушку использовать решение ЕС, поскольку, по большому счету, похвастаться за год нахождения у власти ему нечем.
Максим Камеррер, Rubaltic.Ru