Как известно, 27 мая в Киеве состоялся Поместный собор Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), на котором было принято решение о выходе из Московского патриархата
В принципе, аббревиатура УПЦ МП давно мозолила глаза церковным «патриотам», объявившим её «журналистским штампом», и вот теперь она отброшена официально. Одной из основных причин для ухода из-под омофора Святейшего патриарха Кирилла стала проблема самых настоящих гонений на Украинскую церковь со стороны националистической власти, действующей при помощи нанятых молодчиков. В некоторых областях целые города на законодательном уровне запретили деятельность УПЦ МП. Масштабы происходящего в своём слове перед началом собрания верующих обозначил Блаженнейший митрополит Онуфрий: «Органами местного самоуправления и их должностными лицами принято более 20 незаконных решений о запрете или ограничении деятельности местных религиозных общин Украинской Православной Церкви. Зафиксировано более 40 рейдерских захватов наших храмов и более 15 случаев противостояний и опечатывания храмов. Полсотни наших религиозных общин силой принуждали к переходу в так называемую Православную Церковь Украины».
Так, например, депутаты Бориславского городского совета Львовской области приняли решение о запрете деятельности православной общины Покрова Пресвятой Богородицы. Аналогично поступили депутаты Переяславского городского совета Киевской области. Исполнительный комитет Збаражского городского совета Тернопольской области обратился к настоятелям храмов и прихожанам с просьбой «принять правильное решение и стать на путь объединения с украинскими церквями». Очевидно, объединяться предлагают с раскольниками и униатами. В Одесской области депутаты Бучанского городского совета призвали местные православные приходы «сделать единственно правильный выбор – выйти из московского патриархата и присоединиться к Православной Церкви Украины» (орфография источника сохранена). Каким- то неведомым образом предательство своей веры должно «не только помочь победить агрессора, но и объединить всех украинцев и принести долгожданный мир». Может, у украинских депутатов какое-то своё, отличное от нормальных людей понимание слов «объединение» и «мир»?
22 мая, прямо во время праздничного богослужения был захвачен храм первомученика архидиакона Стефана в с. Чернятин Винницкой области. В этот же день своего храма лишились православные прихожане храма Вознесения Господня с. Сулимов Львовской области. 20 мая вопиющая хулиганская выходка была осуществлена в Воскресенском храме г. Стрыя Львовский области против отца-настоятеля Владимира Мандзюка. Ему плеснули в лицо «зелёнкой», причём спиртовой раствор попал в глаза священника. По факту захватов храмов УПЦ МП в Хмельницкой области возбуждено шесть уголовных дел, однако, раскольники не обращают на них никакого внимания, так как далее расследование дел не продвигается. Возможно, последней каплей стала регистрация структурой, возглавляемой Думенко религиозной организации «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра» и требование передать ПЦУ один из храмов Верхней лавры.
Трудно сказать, насколько искренними были ожидания части украинского духовенства и мирян ослабления, а то и вовсе прекращения гонений после «ухода от Москвы». Ведь совершенно ясно, что такое решение означает слабость позиций УПЦ и очевидно продолжение гонений до полного уничтожения противника, каковым раскольники и униаты считают Украинскую православную церковь. Это и произошло 27 мая, в день, когда и состоялось заседание Поместного собора: был захвачен храм преподобного Иова Почаевского в г. Дрогобыче Львовской области.
Только в один день, 29 мая случилось сразу несколько нападений на православные храмы и верующих. Агрессивные адепты томоса попытались силой захватить Михайловский храм г. Рожище Волынской области. Избивать православных раскольникам не помешало и совершение Божественной литургии.
Свидомые провокаторши попытались сорвать богослужение во Владимирском храме г. Львова. Их оскорбления довели некоторых женщин, среди которых были беженцы из Харьковской области, до сердечных приступов.
В селе Глинск Ровенской области «патриоты» напали на крестный ход с чудотворной иконой святителя Спиридона Тримифунтского.
2 июня, в праздник Вознесения Господня, в г. Фастове Киевской области во время противостояния раскольникам их «священник» ударил ногой в грудь настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы на Заречье протоиерея Анатолия Кириакидиса. Батюшка упал на землю, потребовалась помощь медиков. Однако свой храм православным удалось отстоять.
3 июня – атака на храм Параскевы Сербской в селе Волчкове Переяслав-Хмельницкого района Киевской области.
4 июня прихожанам Петро-Павловской церкви с. Хоров Ровенской области удалось отбить рейдерскую атаку.
5 июня захвачен Успенский храм в г. Хмельницком. Молитвенное стояние верующих под дождем на площади перед местной областной военной администрацией результата не принесло.
В этот же день по требованию ПЦУ был опечатан Покровский храм с. Аджамка Кировоградской области. «После длительного нелёгкого процесса постройки храма, настоятель и прихожане Свято-Покровской церкви с. Аджамка сегодня вынуждены молиться перед закрытой храмовой дверью на церковном дворе. Храм, который прихожане собственноручно на свои средства построили и служили в нем десятки лет, сегодня рейдерски пытаются захватить представители ПЦУ», – сообщает пресс-служба Кировоградской епархии УПЦ.
6 июня стало известно о «переводе» в ПЦУ Свято-Николаевского храма села Гильча Первая на Здолбуновщине, Свято-Покровского храма в с. Золочевка на Демидовщине Ровенской области и Свято-Николаевского храма села Переспа на Волыни.
В этот же день в городе Тараща Киевской области пцушники устроили провокацию возле Петропавловского храма УПЦ. Православные молились и читали акафисты возле своего храма. А «прихожане» ПЦУ за его воротами после пения гимна Украины и песни «Червона калына», стали выкрикивать лозунги типа: «Смерть врагам!» и оскорблять верующих. Один из «патриотов» даже пообещал настоятелю храма, что «лично его сожжёт». «Священник» по фамилии Сальник призывал толпу срезать болгаркой замок и войти в храм. Однако провокация не удалась. Видимо, «патриотическое» пение пока ещё не лишает исполнителей остатков рассудка.
Терпят крах и надежды на прекращение запретов на деятельность УПЦ в регионах. Приведём несколько примеров. 4 мая глава Ровенского областного совета Кондрачук заявил, что ликвидирует УПЦ в подконтрольной ему области, т. к. борьба с Канонической церковью Московского патриархата – «это дело всей его жизни». 3 июня состоялась внеочередная сессия Ровенского областного совета, на которую Кондрачук вынес лишь один вопрос – запрет УПЦ. Однако решение не удалось принять по причине отсутствия кворума. Но вряд ли Кондрачука это обстоятельство остановит.
Депутаты Подгайцевского сельсовета Луцкого района Волынской области 2 июня приняли обращение к президенту Украины и председателю Верховной Рады Украины с требованием принять закон о запрете УПЦ. Оказывается, у них нет полномочий запрещать деятельность религиозных организаций и вмешиваться в их деятельность даже в условиях войны, и это мешает им перевести находящиеся в их районе храмы УПЦ в ПЦУ.
На уровне Киева также продолжается давление на УПЦ. 30 мая комитет по гуманитарной и информационной политике Верховной Рады обсудил угрозы национальной безопасности со стороны религиозных организаций, «имеющих руководящие центры на территории государства – агрессора». Были приняты и решения, в том числе введение санкций против представителей Русской православной церкви, и в частности патриарха Кирилла. Теперь следует ожидать решений в отношении подчиняющихся непосредственно патриарху монастырей УПЦ. Также этот комитет призвал отслеживать прозрачность финансирования УПЦ, обозначив её «религиозной организацией с руководящим центром в государстве, которое совершило военную агрессию против Украины». А ещё создана Временная следственная комиссия для расследования деятельности священников-коллаборантов. Словно и не было никакого Поместного собора и принятых на нём решений, направленных на отделение от Московского патриархата. Украина УПЦ не приняла, напротив, гонения только усилились – ведь решение покинуть Московский патриархат было воспринято в Киеве как проявление слабости, как сигнал к полному уничтожению.
Светлана Майская, Одна Родина