Елена Панина: Расширение Совбеза ООН нужно для движения к справедливому миропорядку

Принципиально важное заявление сделал посол РФ в Китае Андрей Денисов на сессии форума глобального мир ООН в Пекине. Российская сторона выступает за расширение состава Совета безопасности ООН путем расширения в нем участия африканских, азиатских и латиноамериканских государств, поддерживает включение в СБ ООН Индии и Бразилии в качестве постоянных членов

Источник: hellasjournal.com

Этот сигнал российской стороны важен в двух отношениях. Во-первых, Москва дает понять, что мир изменился, и пора учесть тот факт, что роль и влияние многих стран, которых еще недавно относили к «третьему миру», значительно возросли. Во-вторых, Россия не будет мириться с положением, при котором США используют ООН для продвижения свои гегемонистских целей.

На сегодняшний день в СБ ООН входит пятнадцать государств, из которых пять постоянных членов – Россия, Китай, США, Великобритания и Франция обладают правом вето. Оставшиеся десять позиций в Совете Безопасности ООН распределяются исходя из следующих пропорций: по два – от государств Западной Европы и Латинской Америки, по одному – от Восточной Европы, оставшиеся пять – государства Африки и Азии.

Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на основе ротации на два года. На практике это ведет к тому, что в Совбез ООН попадают наиболее крупные, богатые и влиятельные страны. Например, с 1992 по 2022 год Япония практически постоянно присутствует в СБ ООН по «азиатской квоте», покидая его лишь на короткое время.

Сегодня «коллективный Запад», включающий в себя США и их союзников, автоматически может гарантировать себе шесть из пятнадцати голосов в Совете Безопасности ООН. Еще как минимум один голос в свою поддержку западный блок может получить от союзников в других частях света – например, от Японии или Южной Кореи. В результате пресловутый «золотой миллиард» получает решающее влияние на позицию СБ ООН. Для достижения большинства ему нужно получить лишь еще один дополнительный голос от стран Азии, Африки и Латинской Америки, что не составляет проблемы.

Такой расклад, очевидно, несправедлив уже сейчас, и будет еще более несправедливым в ближайшей перспективе. Через десять лет население Азии и Африки увеличится, как минимум, на полтора миллиарда человек, а экономики стран БРИКС будут занимать более половины глобальной экономики. Со своей стороны, влияние Запада с каждым годом будет падать, а кризисные тенденции будут нарастать, особенно – в Западной Европе.

Получается, что Совет Безопасности ООН формируется по устаревшим, архаичным критериям. Эти принципы не учитывают ни демографических, ни экономических изменений, произошедших в мире за последние полвека. Представительство стран, беспрекословно выполняющих волю США, в несколько раз выше, чем у всего остального человечества.

Поэтому для того, чтобы орган, являющийся постоянным рабочим инструментом ООН, действительно мог выполнять свои задачи по обеспечению коллективной безопасности во всем мире, представительство стран Азии и Африки должно быть значительно увеличено.

Логично, что Запад, несмотря на все разговоры о борьбе с расизмом и дискриминацией, принимает в штыки любое предложение по справедливой реорганизации Совета Безопасности ООН. Вместо этого предлагает расширить лишь институт постоянных членов, включив туда Германию, Японию. В последние годы США также готовы дать согласие на предоставление подобного статуса Индии, но продолжают демонстрировать негатив в отношении Бразилии.

Россия не возражает против наделения статусом постоянного члена Совбеза ООН Индии и Бразилии – это, действительно, было бы справедливо и отражало современные демографические и экономические реалии.

Однако включение в этот орган Германии и Японии представляется просто парадоксальным. Сегодня в этих странах набирает обороты реваншизм. Если канцлер Германии утверждает, что его страна больше не испытывает «исторической вины» за развязывание Второй Мировой войны и хочет создать крупнейшую армию в Европе, по сути дела, новый вермахт, то это – прямая угроза миру и международной стабильности. То же самое можно сказать и о подпитываемых США милитаристских амбициях современной Японии. Легко представить, какими «проводниками коллективной международной безопасности» могут стать в Совбезе ООН Германия и Япония. Кроме того, обе страны представляют коллективный Запад, который и так доминирует сегодня в Совбезе ООН.

На протяжении 75 лет после окончания Второй Мировой войны Совет Безопасности ООН был важнейшим элементом глобальной архитектуры международных отношений, и в целом, справлялся со своей миссией «поддержания международного мира и безопасности». Однако сегодня СБ ООН во многом перестал выполнять эту роль, и не в последнюю очередь – из диспропорционально завышенного представительства в нем США и их вассалов, из-за их беспардонного диктата.

Поэтому реформа Совбеза ООН обязательно должна произойти – но только на справедливой основе, с целью создания более широкого представительства тех, кто отодвинут на второй план. Тогда появится надежда на то, что испытанный десятилетиями механизм СБ ООН сможет выполнять стоящие перед ним задачи.

Елена Панина, директор института РУССТРАТ, специально для News Front