В последнее время русофобия принимает невероятно оголтелые и абсурдные формы во всех сферах жизни: уже и картину Эдгара Дега «Русские танцовщицы» в «Украинских танцовщиц» переименовывали, и главное дерево России — 198-летний дуб, посаженный Иваном Тургеневым — из международного конкурса «Европейское дерево года» исключали, и чешских спортсменов, выступающих в России, хоккейный вратарь Доминик Гашек в тюрьму сажать призывал
Фактов такого русофобского безумства за период с 24 февраля накопилось очень много. Однако кроме частных выпадов существуют серьезные предложения осудить идею «русского мира» в целом.
Одно из них прозвучало в «Письме о привлечении российского патриарха Кирилла к канонической ответственности и лишении его патриаршего престола», составленном деятелями так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ) на заседании Синода этой церковной организации 27 июля.
В тексте иерархи ПЦУ заявляют, что «на протяжении последних десятилетий христианская вера в России подвергалась паганизации — коварно подменялась гражданской религией, которая позорно опирается на православную традицию, но чужда духу Евангелия и содержанию святоотеческой православной веры».
Они утверждают, что «на глазах всего мира происходит настоящий геноцид украинского народа», а морально ответственными за него считают российских военных и «их идейных вдохновителей — Московского патриарха Кирилла и единомысленных с ним иерархов, которые на протяжении десятилетий пропагандировали этнофилетическое и расистское учение о “русском мире” и сейчас благословляют нападение на Украину».
«Пцушники» утверждают, что «идеология современной РПЦ содержит угрозу не только для Украины, но и для всего православного мира», приводя в пример решение Московского патриархата создать по просьбам православных африканцев Патриарший экзархат Африки, а также разрыв евхаристического общения Московского патриархата с Константинопольским, Александрийским патриархатами, Кипрской и Элладской церквями.
В документе заявляется, что, начиная как минимум с октября 2018 года, все действия патриарха Кирилла подчинены конкретной политической цели. Он стремится «радикально увеличить присутствие РПЦ за пределами России, максимально ослабить Вселенский патриархат и грекоязычные поместные церкви и таким образом навязать православному миру гегемонию и диктат Московского патриарха».
Резюмируя вышесказанное, иерархи ПЦУ требуют «осудить доктрину “русского мира” и признать ее еретической; квалифицировать действия патриарха Кирилла на канонической территории Александрийского патриархата как схизматические (раскольнические); лишить Кирилла Гундяева права занимать Московский патриарший престол».
Вот только указанные здесь решения патриарха Кирилла по разрыву евхаристического общения с рядом поместных церквей и созданию Африканского экзархата стали закономерным ответом на действия Константинопольского патриарха Варфоломея, в нарушение всех православных канонов признавшего украинских раскольников, которые при политической поддержке Петра Порошенко и создали упомянутую ПЦУ. Но в этом вопросе от них никто объективности и не ждет. Естественно, православному миру свою гегемонию навязывает Москва, кто же еще? А что же с «ересью “русского мира”»?
С данным словосочетанием сложнее. Звучал призыв осудить «ересь “русского мира”» и в обращении священников УПЦ МП к Собору предстоятелей древних восточных церквей, появившемуся в апреле этого года по инициативе священника Днепропетровской епархии Андрея Пинчука. Но впервые эта идея прозвучала еще 13 марта на сайте Public Orthodoxy, принадлежащем Центру изучения православного христианства при Фордхемском университете. Тогда портал опубликовал документ под названием «Декларация об учении о “русском мире”, на который и ссылаются иерархи ПЦУ в своем письме в Стамбул.
Фордхемский университет — частное учебное заведение в Нью-Йорке, которое создавалось под покровительством ордена иезуитов.
Любопытно, что работающий при университете «Русский центр» имени Владимира Соловьева, занимающийся исследованиями по русистике и советологии, был создан в 1950 году иезуитом византийского обряда Федором Вилькоком. Опубликованная фордхемскими исследователями декларация собрала 531 подпись, среди подписавших были как профессора и доктора наук, так и частные лиц из разных стран.
Резко осудив специальную военную операцию России на Украине, декларация заявляет, что идея «русского мира» — это «тоталитарная по своему характеру разновидность православного этнофилетического религиозного фундаментализма», которая характеризуется как «лжеучение, подхваченное крайне правыми политическими течениями, а также католическими и протестантскими фундаменталистами». Как считают заокеанские знатоки православия, РПЦ декларирует учение этнофилетизма, которое было осуждено на Константинопольском соборе 1872 года.
Давайте посмотрим, что именно осудило постановление данного собора: «Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию». Непосредственным поводом к созыву данного собора стало одностороннее провозглашение болгарским духовенством автокефалии своей национальной церкви, до этого управлявшейся из Константинополя.
Ситуация, имеющая больше аналогий с эпопеей украинских раскольников, как раз внесших «племенные распри» в Московский патриархат.
Суть учения о “русском мире” авторы декларации видят в том, что существует некая наднациональная русская сфера влияния или цивилизация, называемая также «Святая Русь», в которую входят Россия, Украина и Беларусь (иногда еще Молдова и Казахстан), а также этнические русские и русскоязычные люди по всему миру.
Согласно этому учению, «у “русского мира” есть единый политический центр (Москва), единый духовный центр (Киев, “мать городов русских”), единый язык (русский), единая церковь (Русская православная церковь, Московский патриархат) и один для всех патриарх (патриарх Московский и всея Руси), который действует в “симфонии” с одним для всех президентом/национальным лидером (Путиным), управляющим этим “русским миром”, поддерживая особые духовность, нравственность и культуру, общие для всего “русского мира”».
Данное описание “русского мира” дается без каких-либо ссылок на конкретные документы РПЦ или хотя бы цитаты ее иерархов.
Поэтому логично привести слова самого патриарха Кирилла о том, как им понимается “русский мир”: «Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация. Эту цивилизацию мы называем “русским миром”. “Русский мир” — это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. “Русский мир” — от киевской купели крещения. “Русский мир” — это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами — и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную. “Русский мир” — это цивилизационное, а не политическое понятие, как бы кому ни хотелось его превратно истолковать… “Русский мир” — это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности» (выступление 8 сентября 2014 года).
Как отметил патриарх, сохранение “русского мира” необходимо «не для того, чтобы воссоздавать какие-то политические конструкции, строить новые империи, создавать военные блоки, совсем не для того. А для того, чтобы хранить величайшее наследие, которое мы получили от наших предков».
Как видим, нет никаких призывов подчиняться единому президенту или политическому центру, патриарх вообще не считает “русский мир” политическим понятием. Не является он и понятием богословским: старания ангажированных религиоведов подогнать его под ересь — откровенная натяжка.
Это историософское и культурное понятие, которое не может быть догматическим заблуждением. Совершенно аналогично можно заявить, что международная организация Франкофония опирается на «гнусное, не имеющее оправдания, враждебное человечеству учение» о культурном единстве франкоговорящих стран. Уже не говоря о единстве англосаксонского мира. Но, как говорится, «это другое». А нам, похоже, еще не раз придется столкнуться с предложениями осудить идею “русского мира”. Слишком актуальная тема.
Михаил Рыбкин, Rubaltic.Ru