«Планы под откос»: Эстония рискует лишиться европейских дорог

Эстония в ближайшем будущем рискует лишиться качественных автодорог: нынешние постепенно приходят в негодность, на строительство же новых у растрачивающего средства на военные нужды государства денег нет. И, более того, в обозримом будущем не предвидится, – об этом пишет издание «Baltnews».

Новая газета

Как отмечают эксперты со ссылкой на данные эстонского государственного контроля, в стране ожидается стремительно сокращение финансирования дорожной отрасли.

«Более того, Эстония не сможет выполнить и свое обязательство перед Европейским союзом по надлежащему строительству шоссейных дорог Таллин – Пярну – Икла и Таллин – Тарту – Выру – Лухамаа к 2030 году. В ситуации, когда для выполнения целей не хватает денег, Министерство экономики и коммуникаций должно установить приоритеты, соответствующие возможностям финансирования, или предложить дополнительные возможности финансирования содержания дорог”, – отметил государственный контролер Янар Хольм.

Как уже успели подсчитать в эстонском дорожном техноцентре, на поддержание в приемлемом состоянии дорожных сетей, включая их развитие, стране ежегодно требуется не менее 190 млн €, однако судя, по цифрам в подготовленном на ближайшие три года финансовом плане,  об этом сегодня не может быть и речи. Уже в 2025 объемы финансирования отрасли рухнут до отметки в 81 млн евро. Инфляция в ближайшие несколько лет «съест» реальный объем дорожных работ сразу в несколько раз, что лишит правительство возможности отремонтировать появившиеся к тому времени дорожные дефекты. Помимо этого, под большим вопросом оказываются и взятые перед ЕС эстонские обязательства претворить в жизнь к 2030-му году нашумевший проект шоссе «Таллин – Пярну – Икла» и «Таллин – Тарту – Выру – Лухамаа»,  а также выполнить целый ряд обусловленных программой и  обязательных к исполнению задач.

«Отмечается, что на сегодняшний день «лишь 30% шоссе Таллин – Тарту – Выру – Лухамаа и 21% шоссе Таллин – Пярну – Икла соответствуют требованиям общеевропейской транспортной сети TEN-T. Для выполнения требований шоссейные дороги должны иметь отдельные проезжие части для каждого направления движения, которые отделены друг от друга разделительной полосой, а пересечения с железнодорожными и трамвайными путями, а также пешеходными и велосипедными дорожками должны находиться на разных уровнях».

Таким образом, по оценки госконтроля, шансов на успешное решение задач в сфере дорожной безопасности, у Таллина в перспективе не так много: денег на это в казне просто нет. Как отмечает автор материала, эстонские власти слишком сильно озадачены внешним антироссийским курсом и стремительно растущими военными растратами: Таллин не раз старательно  пересматривал расходную часть бюджета таким образом, чтобы гарантировать первоочерёдное финансовое обеспечение расширяющихся военных нужд. Расплатой за столь недальновидные политические решения станут безопасность и комфорт собственного населения, а также откровенная неспособность соответствовать общепризнанным стандартам европейского качества, –  подытожили обозреватели.