Страны ШОС готовы работать с Минском

Прошедший 15-16 сентября в Самарканде очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) можно считать если не переломным моментом в её истории, то как минимум началом нового этапа развития

Источник: Одна Родина

Это связано в первую очередь с тем, в каких сложных обстоятельствах проходило данное мероприятие и какие решения были на нём приняты. Несмотря на то, что за два дня прозвучало довольно много стандартных заявлений, а подписанная по итогам саммита декларация многим показалась излишне формальной, роль данного события в истории развития ШОС нельзя недооценивать. В Самарканде собрались лидеры стран, где проживает более половины населения мира, а экономика продолжает динамично развиваться. По сути, мероприятие стало глобальной площадкой для встречи тех, кто сегодня не приемлет западного диктата и готов к построению новой многополярной модели миропорядка. В условиях непрекращающегося санкционного давления и попыток международной изоляции для Белоруссии саммит стал одним из наиболее важных за последние месяцы событий.

Известно, что ШОС появилась более двадцати лет назад, когда в 2001 году страны так называемой шанхайской пятерки (Казахстан, Киргизия, Китай, Россия и Таджикистан), а с ними и Узбекистан создали организацию, целями которой объявлялись укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества в различных областях, а также «совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка». Правда, за годы своего существовании ШОС так и не превратилась в структуру, которая смогла бы на практике решить все поставленные её организаторами вопросы.

Несмотря на трудности, Шанхайская организация сотрудничества продолжает развиваться, а стать её полноправными участниками изъявляют желание множество стран Евразийского континента. В 2017 году постоянными членами стали Индия и Пакистан, а с прошлого года идёт процесс получения соответствующего статуса Ираном. Всего же в той или степени в работе ШОС участвуют более двух десятков стран, что не могло не сказаться на прямом интересе к ней Белоруссии. Минск уже более десяти лет тесно работает с данной организацией, получив еще в 2010 году статус партнёра по диалогу. С 2015 года республика является наблюдателем, а по итогам нынешнего саммита было принято решение на основании поданной в июле заявки начать процедуру приёма Белоруссии в состав ШОС.

Таким образом, для официального Минска Самаркандский саммит стал, по сути, историческим событием, хотя до официального получения статуса члена ШОС может пройти довольно много времени. Согласно Положению о приёме новых членов в организацию, которое было принято в июне 2010 года, государство-заявитель должно присоединиться к действующим в ней международным договорам, которых не менее сорока, а также внести необходимые изменения в национальное законодательство. Тем же Индии и Пакистану для этого потребовалось около двух лет, а Иран, заявку которого одобрили в прошлом году, всё еще проходит необходимые процедуры. Однако всё это является лишь технической стороной процесса, и для Белоруссии был важен сам факт принятия соответствующего решения, подтверждающего тот факт, что страна не находится в международной изоляции, государства ШОС готовы работать с Минском вне зависимости от наложенных на него санкций со стороны Запада. Именно с таким настроением и ехал в Самарканд Александр Лукашенко, который, как показали итоги двухдневного саммита, смог достичь запланированных результатов.

Белорусский лидер сумел пообщаться со многими своими коллегами, которые выразили ему свою поддержку. Были тёплые встречи с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, премьер-министром Пакистана Шахбазом Шарифом и председателем КНР Си Цзиньпином, ради которого Лукашенко даже надел маску с флагом Китая. Кроме того, успел белорусский лидер пообщаться и с другими лидерами в неформальной обстановке, в том числе с президентами Турции Реджепом Эрдоганом и, конечно, России Владимиром Путиным.

Параллельно прибывшая в Самарканд белорусская делегация сумела заключить ряд договоров и меморандумов, которые вполне могут определить развитие республики в будущем. Основные документы, как и предполагалось, были подписаны с китайскими партнёрами, от которых в Белоруссии ожидают реальной помощи в противостоянии западным санкциям. В частности, внешнеполитические ведомства заключили межправительственное соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью, экспертные комитеты – меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в области судебной экспертизы, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии и китайское Главное таможенное управление – протоколы в целях наращивания белорусского экспорта в Китай, а экономические ведомства – меморандум о сотрудничестве в области электронной торговли. Помимо этого, стороны договорились о новых научно-технических проектах и расширении сотрудничества в транспортно-логистической сфере.

Наиболее полно цели визита белорусской делегации в Самарканд были обозначены Лукашенко в ходе его выступления на заседании глав государств ШОС 16 сентября. Говоря о предложениях для организации, он, по сути, обрисовал основные направления дальнейшего участия Белоруссии не только в организации, но и в процессе евразийской интеграции. И во многом речь белорусского лидера перекликалась с тем, что говорили другие лидеры государств, хотя конкретики в его словах было гораздо больше.

В частности, Лукашенко заявил, что именно сегодня, на фоне событий мирового масштаба, наступает благоприятное время для развития логистических и инфраструктурных проектов и наращивания сотрудничества в самых различных сферах. В первую очередь речь идёт о промышленной и технологической кооперации, а также сфере финансов. Кроме того, белорусский лидер отметил, что Минск будет стремиться содействовать устранению торговых барьеров и совместной работе по обеспечению продовольственной безопасности «семьи ШОС». Немаловажным для Белоруссии он видит сотрудничество в социально-гуманитарном измерении, в том числе в спорте, так как сегодня республика, как и Россия, подвергаются серьезному давлению со стороны стран Запада.

Лукашенко не мог не затронуть и сферу безопасности, в первую очередь по вопросам противодействия терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, оружия и нелегальной миграции. Поэтому Минск подержал запланированное создание на базе Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте Универсального центра по угрозам и вызовам безопасности ШОС. По сути, эти, а также ряд других предложений белорусского лидера говорят о том, что он готов использовать площадку Шанхайской организации сотрудничества не только в качестве инструмента для развития торгово-экономических связей республики, но и для поддержания международного статуса Белоруссии. ШОС вполне может стать для Минска своеобразными «воротами на Восток», создав дополнительные возможности для преодоления западных санкций и выхода на новые рынки сбыта для белорусской продукции.

Вместе с тем необходимо понимать, что белорусские приоритеты во многом совпадают и с основными задачами ШОС, что нашло отражение в принятой в Самарканде совместной декларации лидеров стран организации и утверждённом ими пакете документов о взаимодействии. Например, в декларации отмечалось стремление активно устранять условия, способствующие терроризму и недопустимость вмешательства в дела государств извне. Кроме того, констатировалась «опасная деградация положения дел в мире» и отмечалась важная для Минска близость оценок в отношении текущей международной повестки дня, в том числе и в необходимости создания нового и более справедливого миропорядка.

Помимо всего прочего, в ШОС высказались против одностороннего применения экономических санкций, а также протекционистских действий и торговых ограничений, которые угрожают мировой экономике. Параллельно была отмечена необходимость расширения практики постепенного увеличения доли национальных валют во взаимных расчётах и необходимости ускорения работы по созданию Банка развития и Фонда развития ШОС. Лидеры также договорились создать рабочие группы по стартапам и инновациям, по борьбе с бедностью и по традиционной медицине и даже утвердили положение о почетном звании «посол доброй воли ШОС». Всё это в той или иной мере соотносится с основными интересами Белоруссии, что будет способствовать более активному участию республики в работе данной организации.

В целом же саммит в Самарканде продемонстрировал, что мир неуклонно стремится к многополярной системе международных отношений. И место в ней для Шанхайской организации сотрудничества будет зависеть от той скорости, с которой страны-участники будут готовы к новым формам взаимодействия, основанных на принципах взаимного уважения. Поэтому для Белоруссии участие в ШОС играет немаловажное значение как с экономической, так и политической точек зрения. Кроме того, это позволит укрепить связи не только с ранее далекими партнёрами, но и Россией. Для Москвы, которая рассчитывает на поддержку Минском своих инициатив в рамках данной организации, важно понимать, что Белоруссия остается надёжным союзником, которому можно доверять. Это означает, что от того, как будут сотрудничать оба государства в ШОС, во многом будет зависеть и их двусторонние отношения.

Виктор ГородецкийОдна Родина