Почему Москва отказалась делать первые шаги в переговорах по украинскому конфликту

Москва больше не будет делать первых шагов к Западу в вопросе переговоров о завершении украинского конфликта. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров

Почему Москва отказалась делать первые шаги в переговорах по украинскому конфликту
Источник фото: www.politnavigator.net

«Мы от переговоров не отказываемся. И когда поступают соответствующие предложения, мы не отказываемся. Хотят наши партнёры «потихонечку» встретиться, чтоб об этом никто не узнал, — пожалуйста. Говорить всегда лучше, чем не говорить. Но в ситуации, в которой мы сейчас находимся, Россия просто не будет делать никаких первых шагов», — заявил глава российского МИД на пресс-конференции в штаб-квартире ООН.

Достаточно резкое заявление, если учитывать, что все эти месяцы Москва постоянно демонстрировала готовность к мирному разрешению всех противоречий по Украине (на основе, конечно, решения тех задач, которые президент Путин ставил перед началом специальной военной операции, — то есть денацификации, демилитаризации и т. п.). Однако оно не является резким для тех, кто помнит ранее сказанные Лавровым слова о том, к чему приведёт дальнейшее затягивание Киевом переговорного процесса. «Когда же они соизволят обратиться к нам с предложением возобновить дипломатический процесс (о чём, как я понимаю, европейцы их настоятельно просят, но англосаксы не разрешают этого сделать), будем смотреть, какая ситуация сложилась «на земле», — говорил министр в июне. И вот сейчас ситуация «на земле» изменилась.

И прежде всего изменилась благодаря проводимым на освобождённых территориях референдумам. Референдумам, по итогам которых (если народ, конечно, проголосует «за») Донецкая и Луганская народные республики, а также Херсонская и Запорожская области возвращаются в родную для них «российскую гавань».

Присоединение к России освобождённых территорий становится своего рода точкой невозврата. Москва больше не сможет вести переговоры, предусматривающие возврат этих территорий под контроль киевского режима. Сам факт этих переговоров уже будет нарушением Конституции Российской Федерации, поскольку основной закон страны запрещает даже говорить на тему отторжения регионов РФ. А значит, западные страны и Украина должны будут либо вести переговоры с нами на условиях отказа Киева от Донбасса и части Причерноморья, либо переговоры не вести вообще. И очевидно, что будет выбран второй вариант — ведь на сегодняшний день ни Украина, ни Запад не готовы признать потерю контроля Киева над Херсонской и Запорожской областями.

Да, какое-то время назад там раздавались скромные голоса о том, что нужно бы вести переговоры с Путиным на условии признания нынешнего территориального статус-кво (пока он не «захватил» Николаев, Харьков и другие регионы), однако успешное контрнаступление Украины в Харьковской области воодушевило киевский режим и западных лидеров, после чего эти разговоры затихли. Возможно, сейчас, после объявления Россией частичной мобилизации, маятник качнётся в другую сторону: Запад постепенно осознает, что Москва, выражаясь словами Путина, «уже всерьёз начинает». Однако и движение маятника лишь начинается.

Мирные переговоры становятся маловероятными ещё и потому, что Россия воссоединяется с регионами, не до конца освобождёнными. Вхождение в состав РФ Донецкой Народной Республики и Запорожской области означает, что Москва будет освобождать те территории этих регионов, которые на сегодняшний день заняты Украиной. В частности, города Славянск, Краматорск, Северск, а также столицу Запорожской области — город Запорожье.

А значит, для мирного решения конфликта Украина должна отдать эти территории Российской Федерации, ведь, как отмечалось выше, российские власти не могут вести переговоры о сдаче части территории РФ.

Конечно, кто-то скажет, что выходом из ситуации может быть «заморозка конфликта» на основе текущего статус-кво. И кто-то это говорит — ходят слухи, что осенью-зимой такая заморозка состоится. Однако нужно понимать, что Российская Федерация является великой державой, а статус великой державы не предполагает долгосрочную оккупацию части его государства другой страной. Да, тут приведут пример Индии, часть территорий которой оккупирована Китаем, но КНР является, во-первых, другой великой державой и, во-вторых, державой ядерной. То есть не Украиной. Именно поэтому специальная военная операция продолжится как минимум до полного освобождения территорий РФ — иначе Москву в мире не будут воспринимать всерьёз.

Наконец, мирные переговоры маловероятны потому, что, по мнению многих экспертов, Россия не может завершать специальную военную операцию без освобождения ряда других регионов, находящихся под контролем Украины. Как минимум Сумской, Харьковской и Черниговской областей (чтобы увеличить 400-километровую «подлётную» дистанцию от украинской территории до Москвы), а также Николаевской и Одесской областей. И последние две области являются критически важными для РФ. Не только потому, что там Россию ждут. Не только потому, что освобождение Одессы после событий мая 2014 года (сожжения Дома профсоюзов) является важнейшим символическим шагом. И даже не только потому, что эти регионы на сегодняшний день являются единственным выходом остатков Украины к Чёрному морю. А потому, что контроль России над этими регионами позволит ей получить сухопутный выход к Приднестровью. Самопровозглашённой республике, в которой проживают примерно полмиллиона граждан Российской Федерации и которую охраняют несколько тысяч наших военных.

Сейчас Приднестровье зажато между Одесской областью Украины и Молдавией, частью которой оно формально является. И если всё сохранится именно в таком виде, то буквально через несколько лет после окончания специальной военной операции Запад устроит Москве военный кризис в Приднестровье, когда Молдавия при помощи Украины и Румынии решит «восстановить свою территориальную целостность». И в этой ситуации единственным способом Российской Федерации прийти на помощь своим гражданам и военным станет бросок ВС РФ к Приднестровью через украинскую территорию, то есть те самые Николаевскую и Одесскую области. Однако за эти несколько лет Украину перевооружат, переобучат армию и помогут выстроить сплошную линию обороны в тех регионах.

Поэтому либо частью мирных переговоров станет обеспечение не подконтрольного Украине территориального коридора для Приднестровья (например, на юг — к Чёрному морю, по тому же принципу, по которому сейчас Азербайджан пытается получить коридор в Нахичевань), либо Россия должна будет сама этот коридор организовывать. Третьего варианта в виде, например, каких-то гарантий Запада о неприкосновенности Приднестровья нет. Соединённые Штаты могут сейчас нам наобещать с три короба (как они обещали в вопросах нерасширения НАТО, соблюдения Минских соглашений, зерновой сделки и т. п.), а потом просто обмануть. А мы обманываться уже не рады.

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, RT