Претензии Запада на арктические просторы стали главным препятствием для развития Северного морского пути, – об этом заявил советник ректора РАНХиГС Владимир Шамахов.
Севморпуть сегодня, по словам эксперта – это непрерывная навигация, мощнейшие атомные ледоколы, газовые терминалы и стремительно расширяющийся объем грузоперевозок. СМП ученый называет крайне перспективным, отмечая возможность создания новейшего глобального транспортного пути, что свяжет Атлантический, Тихий и Индийский океаны, охватив фактически все материки. Активное использование перевозчиками СМП, по его мнению, даст возможность значительно снизить транспортные издержки.
«Юридически закреплённая модель разделения зоны ответственности в Арктике не устраивает западный альянс. Они хотели бы, чтобы не только высокоширотная часть Северного морского пути была свободной для судоходства и являлась международной зоной, но и приближенная к береговой зоне России, где льды тают, и сейчас уже можно идти или с легкими ледоколами, а иногда и без ледоколов», — рассказал Владимир Шамахов.
По мнению ученого, Запад активно работает над пересмотром зон ответственности в арктических широтах, полностью при этом игнорируя позицию Москвы.
«Максимально у них задача вообще лишить Россию права голоса, исключить нас из мирового сообщества как страну изгоя, страну-террориста, и тогда они будут принимать любые законы, Только как они намерены эти законы исполнять, если мы с ними не согласны? Для этого надо нас изничтожить военным способом», — отметил Владимир Шамахов.
Североатлантическому альянсу не удастся одержать верх над российскими интересами в Арктике, при этом многое будет зависеть от дальнейшей политики Кремля и его готовности защитить права и полномочия России, – отметил он. В то же время, Западу было бы куда выгоднее сотрудничать с Москвой, поскольку последняя создала немало благоприятных условий для зарубежных инвесторов.
«Поэтому сейчас мы идем не в увеличение добычи, а все инвестпроекты направлены на создание более современных форматов доставки ресурсов, добываемых в Арктике. Наиболее перспективные проекты направлены на то, чтобы строить те платформы, которые будут прямо в океане добывать газ и сжижать его», — пояснил Владимир Шамахов.
С той же целью РФ занимается активным строительством ледоколов и газовозов, параллельно прокладывая мощный оптико-волоконный кабель по дну всего маршрута от Мурманска до Камчатки.
«Реализует этот проект компания «Мегафон» в партнёрстве с финской частной компанией. В создании такой мощной коммуникационной информационной сети заинтересованы также американцы и японцы, так как ее возможности превышаются возможности спутниковой связи. По планам проекта, сеть будет замыкаться на полуостров Камчатку, который со временем должен превратиться в мощнейший транспортно-логистический хаб мирового уровня», – заключил Шамахов.
Как заявил ранее политэксперт Андрей Кошкин, Арктика станет своеобразным «Призом 21-го века», за который уже скоро развернётся ожесточённая война с Западом. Последний намеревается единолично «прикарманить» мировые запасы, кладезью которых выступают арктические просторы. Недоброжелатели РФ сделают все возможное для ее вытеснения, — уверен Кошкин, отметив, что к конфликту нужно готовиться уже сейчас. Что касается российского присутствия в Арктике, федерация прикладывает все усилия для обеспечения полной безопасности освоенных ею территорий. Перед Москвой обозначен целый свод высокотехнологических задач, включающих активное развитие инфраструктуры, – подчеркнул аналитик.