Во-первых, его книги тяжело воспринимать в школьном возрасте
Разумеется, есть масса произведений, входящих в список шедевров мировой литературы, которые адекватно воспринимать и понимать начинаешь уже будучи взрослым человеком. Та же «Анна Каренина» в 15 и 30 лет читается по-разному. Или «Хождение по мукам», например, где все описанные муки и хождение по ним действительно трудно осознать в подростковом возрасте. Но есть нюанс. Большинство произведений русской классики, с которыми нас знакомит школьная программа, мы потом с удовольствием перечитываем, параллельно смотря их экранизации и театральные постановки.
Что же касаемо Солженицына, то читать его или нет, человек должен решать сам. Но наличие его в школьной программе меня всегда удивляло. Лично мне в 16 лет было абсолютно неинтересно читать «Один день Ивана Денисовича». Я плохо понимала, о чем эта книга, а когда нам параллельно начали рассказывать ещё и про «Архипелаг ГУЛАГ», я для себя решила первый раз в жизни написать сочинение по критике. Проще говоря, списать чужие размышления и впечатления. Потому что, если бы я честно изложила свои, двойка мне была бы обеспечена.
И, насколько я помню, большинство моих одноклассников тогда поступило также.
При этом, ту же «Молодую гвардию» я «проглотила» за три дня, с упоением читая даже ночью. Потому что это было мне интересно, близко, понятно. Плюс, трогало до глубины души настолько, что я потом ещё неделю под впечатлением ходила.
Конечно, на вкус и цвет у всех фломастеры разные. Возможно, кому-то и Солженицын – любимый с детства писатель, да. Но мне все же думается, что в школьной программе ему не место. Среди книг, рекомендованных к самостоятельному прочтению – возможно. Но тратить на него драгоценные часы именно в рамках обязательной программы не стоит.
Разумеется, это мое, сугубо субъективное личное мнение. Которое я никому не навязываю.
Просто нам действительно нужно задуматься над тем, что, ныне очень мало и невнимательно читающие дети, будут изучать в рамках школьной программы.
И если вместо Солженицына они чуть больше времени потратят на чтение, обсуждение и осознание других, более полезных для понимания нашей истории и нашей загадочной русской души, произведений, думаю, они ничего не потеряют. По крайней мере, на данном этапе своей жизни.
Благодарю за внимание, доклад окончен.