Экипаж новейшего американского авианосца отправляется в свой первый боевой поход в полном осознании своей абсолютной беззащитности перед русским гиперзвуковым оружием
Новейший американский авианосец «Джеральд Форд» (USS Gerald R. Ford (CVN-78) готовится к выходу на первую полноценную боевую службу. По такому важному случаю ведущее американское военно-морское издание USNI news опубликовало пространную статью с «разбором полетов» этого выдающегося не в самом хорошем смысле корабля.
Краткая суть материала заключается в том, что экипаж и командование этого «суперкарриера» пребывает, мягко говоря, в некоторой оторопи от того, с чем им пришлось столкнуться.
Служивые и раньше входили в состав экипажей авианосцев. Но это были корабли класса «Нимиц». Они служат в ВМС США десятки лет и были изучены моряками, как говорится, до последнего винтика.
«Джеральд Форд», в этом смысле, как говорят в Одессе, «нечто особенного». Здесь практически всему приходится учиться заново. Причем, что характерно, создатели корабля, похоже, сами толком не знали, что у них получилось. И потому сочли за благо ограничиться самыми общими рекомендациями и выражением полной уверенности в том, что моряки сами во всем разберутся и доведут это чудо техники до ума.
Кто кого на самом деле и до чего доведет – вопрос довольно спорный. Во всяком случае, пока в этом поединке железа и человека преимущество явно не за «венцом природы».
Достаточно сказать, что на приведение основных систем и механизмов «Форда» в относительно рабочее состояние понадобилось 7 лет. В результате, авианосец, который еще в 2017 году был введен в эксплуатацию, до сих пор не совершил ни одной полноценной боевой службы. А, между прочим, уже подходит время, когда ему уже пора отправляться на средний ремонт.
Что же касается основных систем, то они так и остались условно боеготовыми. То есть они вроде бы и работают, но экипажу остается только догадываться, как они поведут себя в боевой обстановке при полной нагрузке.
Командир корабля кэптэн Пол Ланзилотта очень обтекаемо высказывается о его создателях и проблемах, которые ему предстоит решать.
«Они пишут книги … Каковы лучшие практики эксплуатации этого оборудования? Где мы можем добиться большей эффективности или запаса прочности?» Я не трачу много времени на размышления о предыдущих проблемах с кораблем или обещаниях, которые ВМС и Пентагон дали о производительности авианосца.
«Моя работа здесь заключается в том, чтобы сделать корабль и этот экипаж максимально готовыми сегодня», – сказал он. «Я не слишком увлекаюсь некоторыми вещами, которые произошли в прошлом».
Между прочим, обещания большого начальства на этапе продвижения проекта сводились к тому, что новый авианосец будет на целых 30% более эффективным, чем корабли класса «Нимиц». Просто потому, что благодаря новому оборудованию, он сможет поднимать в воздух на треть больше самолетов, чем предшественники. А точнее 160 самолетовылетов в течение 12-тичасового периода, по сравнению со 120 у «Нимица». На сегодняшний день обещанные плюс 30% так и остались пустыми посулами. И экипаж сейчас борется за то, чтобы хотя бы не отстать от «Нимица» по этому важнейшему показателю.
И тут можно сказать, что не было бы счастья, да несчастье помогло. Дело в том, что первоначально новейший корабль предполагалось, в порядке непреклонной американской гордости, снабдить «самым передовым в мире» палубным самолетом – F-35С. Который не менее проблемный, чем сам корабль, о чем свидетельствует его скверная привычка сигать с палубы прямо на дно океана.
«Сам Ford, который ВМС официально приняли поставку в мае 2017 года, в настоящее время вообще не может развернуть F-35C. Служба объявила о первоначальном оперативном потенциале с этой палубной версией Joint Strike Fighter в феврале 2019 года, и самолеты должны сделать свое первое оперативное развертывание на борту USS Carl Vinson класса Nimitz в 2021 году. Утверждается, что дефицит финансирования задерживает усилия по решению множества проблем на Ford. Когда дело доходит до отсутствия возможностей F-35, наиболее вероятными виновниками являются электромагнитная система запуска самолетов (EMALS) и advanced arresting Gear (AAG) – система тормозных тросов)».
В результате новейший американский авианосец отправится на свою первую боевую службу с авиакрылом, основу которого составят «старые-добрые» истребители F/A-18E Super Hornet конструкции 80- годов прошлого века.
А это означает, что по большому счету ВМС США получили за сумму вдвое большую, чем стоимость «Нимица», еще один «Нимиц». Но при этом с технологиями, которые далеко не так отработаны и отлажены, как на старом корабле.
Однако и это еще только цветочки по сравнению с теми «ягодками», которые наверняка ждут этот корабль впереди. «Джеральд Форд» вступает в состав ВМС США в качестве, по крайней мере теоретически, полноценного боевого корабля в тот исторический момент, когда соотношение сил на море начинает определяться, прежде всего и главным образом, фактором гиперзвукового ракетного оружия.
Экипаж авианосца, перед отправкой на БС в Средиземное море, где он собирается «сдерживать Россию» – примет участие в учениях серии «Берег сокровищ», которые позволят проверить его в «обстановке приближенной к боевой».
Однако это только в штабных реляциях выглядит так мажорно. На самом деле вымышленный противник на этих учениях весьма далеко отстоит от реального, возможности которого, особенно в части борьбы на море с применением гиперзвука, остаются для американцев большой загадкой.
«Берег сокровищ — это вымышленный регион, наложенный на восточное побережье США, состоящий из нескольких воображаемых стран, каждая из которых имеет разные отношения с Соединенными Штатами.1 Типичные учения начинаются, когда одна страна Побережья сокровищ вторгается в другую, и дружественные силы вмешиваются, чтобы восстановить территориальную целостность жертвы. Эти сценарии позволяют Корпусу морской пехоты и международным партнерам совместно тренироваться против противников, которые имеют конкретные возможности, имитирующие возможности потенциальных реальных противников. Используемые страны являются вымышленными, чтобы избежать создания дипломатических трудностей для стран-партнеров и Соединенных Штатов, которые могут возникнуть с планированием вторжения, скажем, в Россию. Но нетрудно догадаться, какая фактическая страна идет с какой нацией Побережья сокровищ; Не так много стран могут массировать тысячи основных боевых танков Т-90, например. Вымысел, однако, наносит ущерб качеству обучения, потому что он поверхностный, не хватает офицеров ротного класса и рядовых морских пехотинцев, которые должны извлечь наибольшую выгоду.»
Иначе говоря, после таких «познавательных» учений, боевая группа во главе с «Фордом» отправится в путешествие, которое можно охарактеризовать словами «ночь и туман». Потому что сегодня никто в мире не может уверенно предсказать, что ждет этот корабль и его экипаж в случае столкновения с реальным противником, вооруженным неотразимыми гиперзвуковыми ракетами. Во всяком случае, сегодня экипаж самого современного авианосца США готовится к своему первому боевому походу в полном осознании того факта, что против русского гиперзвукового «лома» у них нет никакого приема. И ему остается только уповать на то, что до этого дело никогда не дойдет.
Юрий Селиванов, специально для News Front