Что такое параллельный импорт в России

IKEA возвращается параллельно

Что такое параллельный импорт в России
Фото: © РИА Новости / Максим Блинов

Вчера Минпромторг щедрой рукой расширил список товаров для поставок по параллельному импорту в Россию, в который вошла продукция IKEA, косметика и парфюмерия Lancome, Giorgio Armani, Kerastase и Yves Saint Laurent, моторные масла Shell Helix и Rimula, бытовая техника Zanussi и Wahl, запчасти для сельскохозяйственной и судовой техники Caterpillar и Bauer Kompressoren, игрушки Hasbro и Mattel, а также продукция Logitech и Nintendo.

Этой новости, конечно, обрадуются любители давно уже недешевой мебели под звонким западным брендом, которая производилась российскими рабочими из российского сырья на российских заводах, так как товары IKEA можно будет найти в продаже уже в конце мая — начале июня, но квазивозврат IKEA уже не вернет ее на место народной мебельно-интерьерной марки номер один.

Параллельный импорт — это порядок импорта, когда России параллельно мнение владельца торговой марки на продажи его товара на территории страны. В рамках параллельного импорта в Российской Федерации определенные товары поставляют не сами бренды, а правильно поймавшие волну компании, продающие их у нас без оглядки на правообладателей. При этом товар абсолютно легален и имеет все необходимые сертификаты и лицензии.

На пике исхода из страны западных торговых марок в 2022 году правительство России выпустило соответствующее постановление, а Минпромторг — приказ, которые разрешили параллельный импорт “сбежавшей” продукции на законных основаниях.

Причины для введения параллельного импорта — желание смягчить еще не полностью удовлетворенный спрос на некоторые категории товаров и дать возможность отечественным производителям построить новые логистические цепочки и расширить производство.

Нужно отметить, что на самом деле параллельный импорт давно и стандартно действует в США, Турции, Канаде, Великобритании, Бразилии, Швейцарии, Китае, Японии, Израиле, а также в других странах. И никто особо по этому поводу пресс-конференций не устраивает.

Если говорить о мебели, то, по самым скромным расчетам, в 2022 году объем данного рынка составлял порядка 230 миллиардов рублей (сейчас — 356 миллиардов), и эту нишу с огромной радостью уже сейчас заполняют отечественные бренды, в свое время потренировавшиеся “на кошечках”, то есть на производстве для IKEA. В целом “мебельное импортозамещение” в России идет более чем успешно: например, в 2021-м в структуре импорта мебели почти 50 процентов составляла европейская продукция, а в 2022 году на нее уже приходилось только 30 процентов, при этом только за первое полугодие 2022-го относительно аналогичного периода 2021-го производство мебели в России увеличилось на 14-15 процентов.

Есть обоснованное подозрение, что сама IKEA (даже с учетом открывшегося окошка параллельного импорта) не сильно рада уходу из России. Помимо 20 процентов доли российского мебельного рынка, IKEA теряет минимум четыре миллиарда евро инвестиций в развитие локального бизнеса, а также огромные доходы от экспорта. Об этом мало кто говорит, но по факту продукция трех мебельных фабрик IKEA в России на 75-80 процентов уходила на экспорт, а высокую маржинальность продукции обеспечивали дешевое и качественное российское сырье, дешевая рабочая сила и более чем подъемные налоги. Теперь заводы IKEA будут принадлежать российским компаниям, которые не упустят возможность пополнить свой бюджет и бюджет Российской Федерации.

Примерно та же картина наблюдается в других областях, в частности в области производства косметики. Да, в расширенном списке параллельного импорта Минпромторга присутствуют западные марки, у которых в России есть фанатичные почитатели, которые, к примеру, не смогут жить без помады Yves Saint Laurent, и мы можем их искренне поздравить.

Но, к счастью, на Yves Saint Laurent свет клином не сошелся, и мы видим, что желающие разорвать российский косметический рынок в клочья немного прогадали: после ухода иностранных брендов число марок косметики в сетях России радикально выросло, а число новых российских марок удвоилось. Например, за прошлый год в российских розничных сетях появилось от 100 до 200 новых российский марок, доля российской косметики, средств гигиены и бытовой химии выросла до 50 процентов, а в категории средств личной гигиены отечественные бренды составляют 72 процента, и при этом их продажи за год удвоились.

Еще одним важным индикатором оздоровления и “русификации” нашего рынка является внешнеторговый баланс страны: по итогам 2022 года экспорт из России подскочил на 19,9 процента — до 591,5 миллиарда долларов, а импорт, наоборот, упал на 11,7 процента — до 259,1 миллиарда.

Это означает, что курс России на самодостаточность и суверенитет уже дает свои плоды и с каждым днем мы будем все больше сидеть, спать и есть на российском, а также улучшать нашу природную российскую красоту именно отечественными брендами.

Что касается IKEA, то при поспешном бегстве компания тихонько намекнула: “если что”, то в течение пяти лет вернемся — и все будет как прежде, и даже лучше.

Но товарищи скандинавы позабыли о русской пословице: “Свято место пусто не бывает”.

И когда (и если) они вернутся в Россию не параллельно, а перпендикулярно, то может статься так, что марка IKEA будет уже популярна только у самых упертых коллекционеров в разделе “Шведский винтаж, дешево”.

Кирилл Стрельников, РИА