Прозападные режимы на Украине и в Молдове пошли в совместное наступление против России на религиозном фронте
На берегах Днепра раскольники собираются окончательно захватить один из главных символов православия — Киево-Печерскую лавру, а в Кишиневе здание Национальной библиотеки, построенной прихожанами Русской православной церкви еще в XIX веке, собираются передать РумПЦ. При этом подобная «борьба» вызывает возмущение граждан в обеих странах.
Министерство культуры Украины разорвало договор аренды Киево-Печерской лавры с Украинской православной церковью (УПЦ), которая подчиняется Московскому патриархату. Глава ведомства Александр Ткаченко потребовал, чтобы наместник Лавры митрополит Павел, а также митрополит Бориспольский и Броварский Антоний и синодальное управление администрации УПЦ покинули здание, в противном случае их выселят силой. Монахам в музейно-религиозном комплексе остаться можно, но только в том случае, если они перейдут в Православную церковь Украины (ПЦУ).
Рейдерский захват святыни начался еще в январе. Тогда власти отобрали у канонической УПЦ сначала Трапезную церковь, а затем и главный храм комплекса — Успенский собор, который тут же передали для проведения религиозных обрядов раскольникам из ПЦУ. Как заявил синод УПЦ, после первых же «богослужений» священников, обслуживающих киевский режим, кресты Успенского собора потемнели.
В марте Киев перешел в новое решительное наступление. Очевидно, по задумке организаторов, оно должно закончиться окончательной победой над Украинской православной церковью, которая уже девять лет остается одним из последних звеньев, связующих украинский и русский народы.
Этот фактор и является причиной столь пристального внимания к работе Лавры СБУ, МВД и «патриотически настроенной общественности» из числа украинских националистов. И мирными методами «борьбы» с УПЦ они, судя по последним высказываниям, ограничиваться не собираются.
«Нам нужно готовиться и к тому, что в Киево-Печерскую лавру придет патриотически настроенная общественность, в частности ветераны войны, чтобы поддержать ее освобождение от представителей Московского патриархата», — анонсировал дальнейший сценарий развития событий депутат Верховной рады от партии Зеленского Никита Потураев.
Киево-Печерская лавра — самый яркий, но не единственный объект, подвергшийся нападкам со стороны украинских властей. Одновременно с нею киевский режим начал захват Почаевской лавры в Тернопольской области, а также давление и запугивание священников УПЦ в Закарпатье, в первую очередь этнических русинов.
Обсудить, как противодействовать давлению режима Зеленского, синод Украинской православной церкви соберется 20 марта. А пока патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с воззванием к религиозным деятелям и международным политическим лидерам с целью помешать дальнейшему осквернению святынь раскольниками.
С начала этого года схожие тенденции наблюдаются и в соседней Молдове.
В январе патриарх Румынской православной церкви Даниил потребовал от официального Кишинева вернуть в собственность РумПЦ здания бывшей духовной семинарии, которые сегодня заняты Национальной библиотекой Молдовы, и получил на это согласие.
Уже в марте спикер молдавского парламента Игорь Гросу и депутаты правящей прозападной партии PAS выступили с соответствующим законопроектом, причем сдать помещения предлагается в отступление от действующих норм по разгосударствлению госимущества.
На то, что эта инициатива будет поддержана на самом высоком уровне, намекнуло и высшее должностное лицо страны. «Отношения Молдовы с Румынией не могут быть улицей с односторонним движением, — заявила президент Майя Санду в эфире румынского телевидения. — Те немногие исторические здания в Кишиневе, которые были восстановлены, возродились при поддержке румынского государства».
Премьер-министр Дорин Речан также предложил беспокоиться уже не о факте передачи госимущества иностранной церковной организации, а о судьбе библиотечного фонда. На полках и в архивах Национальной библиотеки находится более 2,5 млн книг, в том числе редкие издания и единичные экземпляры. Однако для их дальнейшего хранения у правительства страны теперь просто нет помещений.
Инициатива властей вызвала в обществе нешуточное возмущение.
Жители Кишинева, знакомые с историей, указали чиновникам, что, во-первых, здание нынешней Национальной библиотеки было построено прихожанами Русской православной церкви в 1832 году, когда Румынии еще даже на картах Европы не было. Так что если и возвращать его, то Молдавской митрополии РПЦ.
Во-вторых, здание признано памятником национальной архитектуры и охраняется законом. Возвращение в него служителей культа, да еще и на безвозмездной основе, противоречит собственно Конституции Молдовы, утверждающей светский характер государства.
Члены сразу нескольких оппозиционных партий, а также общественные деятели, активисты урбанизма и представители городской интеллигенции провели совместный флешмоб у здания библиотеки. На протяжении часа участники акции просто читали книги, правда, под пристальным вниманием нескольких полицейских патрулей.
Национальная библиотека в Кишиневе, как и ряд других важных архитектурных объектов столицы, является одним из символов культурных связей между молдавским и русским народами. Точно так же, как и Киево-Печерская лавра — между украинским и русским.
Синхронный характер удара в этой сфере именно сейчас вряд ли является случайным; точно так же не просто так были выбраны для этих целей именно Украина и Молдова.
Киевский режим уже девятый год при поддержке Запада проводит кампанию по искоренению всего русского. С началом СВО эти процессы приняли еще более остервенелый характер. Майя Санду же активно втягивает страну в конфликт с Россией, в том числе путем осторожного, поэтапного выявления недовольных, симпатизирующих русской культуре и связям с РФ.
На фоне накопления украинских войск у границы с Приднестровьем и подразделений НАТО на границе Румынии и Молдовы эти религиозные провокации являются дополнением лишь к одной цели — дальнейшему поглощению обеих стран Западом и использованию их населения в жерновах прокси-войны с Россией.
Тимур Марков, Rubaltic.Ru