В конце прошлой недели в Bloomberg (когда-то крайне уважаемое деловое СМИ, скатившееся сейчас до уровня пропагандистской агитки) вышел материал, посвященный обсуждению транзита по территории России
Bloomberg пишет, что Польша, Эстония и Латвия призывают ЕС запретить транзит через Россию товаров и технологий, которые могут использоваться в оборонной, авиационной и космической промышленностях, а также могут способствовать расширению производственных мощностей России.
Это — воинственная риторика. Но будет ли она воплощена в жизнь и самое главное, как она будет воплощена?
Ведь ровно в те же дни один из чиновников польского правительства, выступавшего на проходящем в Варшаве саммите RailFreightPoland заявил, что министерство финансов Польши согласовало выделение дополнительного финансирования в объеме 3,8 млрд польских злотых (820 млн евро) для реализации проекта развития перегрузочного узла Малашевичи.
Малашевичи — это основной коридор для сухопутного транзита в сообщении ЕС — Китай (западный участок Нового Шелкового пути). Заместитель главы железнодорожного департамента министерства инфраструктуры Польши Якуб Каптурзак сообщил, что согласованные инвестиции позволят удвоить мощность перегрузочного узла на границе Польши и Беларуси, через который проходит бóльшая часть интермодального трафика в сухопутной торговле между Азией и Европой.
Посмотрите на карту: хорошо видно, что грузопоток из Китая идет через Россию в Беларусь, откуда уже заходит в Польшу. Получается, что поляки адекватно прогнозируют неизбежное: окончание войны и продолжение роста транзита через Россию в Европу.
Что характерно — деньги понадобились из-за решения ЕС прекратить финансировать данный проект, а средства перенаправить Украине. То есть бюрократы в Брюсселе решили свернуть логистические проекты, связанные с Россией, а поляки в ответ нашли деньги у себя.
И да, 100 миллионов евро помощи своим фермерам они ищут с трудом, «благородно» закрывая украинский экспорт сельхозпродукции.
Итак, давайте попробуем разобраться в ситуации. С одной стороны — призывы к блокировке транзита, с другой — расширение логистических возможностей узловой транзитной станции. С одной стороны — воинственная риторика и поддержка Украины, с другой — блокировка украинского экспорта. Что это, как не подготовка к тому почти неизбежному будущему, за одно обсуждение которого на Украине можно схлопотать срок?
Будущее — это усиление евразийской интеграции, а значит и рост роли сухопутных коридоров. Без нормализации отношений с Россией такие проекты обречены.
Именно так выглядит realpolitik в польском изводе.
ТГ-канал «Надднепрянская правда»